up
Загадки истории
Jadaha от 21-05-2014, 16:07
Линкор "Архангельск"
Вернуться на главную
4 920 просмотров
0 комментариев

Линкор "Архангельск"

Есть корабли, которые за весь период нахождения в боевом составе флота не участвовали в морских сражениях, не бомбордировали побережья, но одним своим присутствием оказывали влияние не только на тактический, но и на стратегический фон событий. Такими были линкоры - немецкий «Тирпиц» и советский «Архангельск».

Операции по уничтожению

Англичане до ноября 1944 года постоянно проводили операции по уничтожению фашистского линкора «Тирпиц» в водах Северной Норвегии. А немцы, опасаясь усиления советского Северного флота, до конца войны охотились за линкором «Архангельск». На боевые действия против этих кораблей отвлекались значительные силы и средства воюющих стран.

Разрабатывая операции по уничтожению супердредноута типа Royal Sovereign - линкора «Архангельск», немцы рассчитывали еще и поссорить союзников, ведь все шло к тому, что Германия проиграет в войне, а так возникала надежда на другой исход.

Линкор союзники передали во временное пользование советскому флоту. Погоня за «Архангельском» началась с момента его выхода из Скапа-Флоу в Шотландии 17 августа 1944 года, откуда судно в составе конвоя JW-59 должно было проследовать в Кольский залив.

Сохранить это в тайне было невозможно, посему англичане, понимая всю ответственность мероприятия, выделили конвою небывалый эскорт: линкор, три авианосца, три крейсера и 18 эсминцев. И это были не напрасные предосторожности. В Алта-фьорде (Норвегия) стоял немецкий линкор «Тирпиц», более десяти эсминцев находились в готовности на северных базах Норвегии. На пути следования враг мог выставить до 50 подводных лодок.

Ставка верховного главнокомандующего ежедневно интересовалась переходом кораблей. Уже на следующий день после того, как они покинули базу, стали поступать доклады об атаках немецких подводных лодок. Напряжение личного состава отряда на переходе было на пределе.

24 августа корабли, пройдя 1880 миль, вошли в Кольский залив и встали на якоря. Вся операция по приему и переходу линкора заняла около четырех месяцев. И все-таки один корабль был потерян - это подводная лодка В-1 («Санфиш») под командованием капитана 2-го ранга И.И. Фисановича. Тайна ее гибели не раскрыта до настоящего времени.

Линкор


Старые корабли

В войне наступил перелом, но руководство Союза не жило иллюзиями и задумывалось о будущем. Военно-морской флот показал свою значимость, особенно на Севере. Северные моря с началом войны стали местом ожесточенных боев. Норвежское, Гренландское и Баренцево моря не потеряли своего значения и сегодня.

В конце июля 1943 года, когда Италия капитулировала, Советский Союз потребовал свою долю трофейных итальянских кораблей. Но союзники под всякими предлогами затягивали решение этого вопроса, как и открытие второго фронта. Настойчивые требования Сталина вынудили их предложить такой вариант - временно использовать союзные корабли. Все они были старыми, в том числе и супердредноут Royal Sovereign 1915 года постройки.

Вот как об этом вспоминал Николай Герасимович Кузнецов, бывший тогда наркомом ВМФ:
«Я доложил в Ставке, что корабли нам передают старые...
- Рассчитывать на передачу нам более современных судов не стоит, - ответил Сталин. -
Скажите лучше, где вы думаете их использовать?
- На Северном флоте. Там они еще смогут принести пользу. Пригодятся для эскортирования конвоев, противолодочной борьбы и охраны побережья.
- Хорошо. Перегоняйте их туда».

"Бисмарк"


3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Кузнецов подписал приказ №0062 о формировании отряда кораблей из передаваемых союзной стороной во главе с дредноутом Royal Sovereign.
Команды для кораблей отряда формировались в славном городе русских поморов Архангельске, поэтому и решено было назвать получаемый линкор «Архангельск». Это не противоречило традиции - большенство линкоров России носили названия городов. Русские моряки столь быстро освоили новую для них технику, что даже вызвали восхищение англичан.

Школа для моряков и кораблестроителей

С прибытием на Северный флот линкор «Архангельск» стал ядром образованной эскадры надводных кораблей и флагманом флота.
Естественно, кораблем не хотели рисковать. В случае потери за него все равно пришлось бы расплачиваться. Ведь это миф, что союзники оказывали СССР помощь бесплатно. За все было заплачено российским золотом и человеческими жизнями. А кроме того, использовать линкор для защиты конвоев было нецелесообразно, с этим отлично справлялись эсминцы и авиация. Хотя эсминцы и были старыми, но в руках советских моряков они представляли грозное оружие против фашистских «волчьих стай» гросс-адмирала Карла Дёница.

Служба на линкоре стала хорошей школой для сотен моряков. Кораблестроители тоже, как говорится, воспользовались передовым опытом. Уже в послевоенные годы в СССР были построены такие крейсера проекта «68-бис» (наиболее известны «Свердлов» и «Дзержинский»), за которыми охотились уже английские разведчики.

За крупный надводный флот ратовал и нарком ВМФ Н. Кузнецов. О «большом флоте» мечтал и Сталин.
«Большой флот» - это собирательное название кораблестроительных программ ВМФ СССР 1938-1955 годов, целью которых было создание мощного океанского флота. Его ядром должны были стать линкоры. Для этого нужны были кадры, которые готовились и на «Архангельске».

В 1949 году линкор был возвращен Великобритании, где пошел на слом. СССР по репарации получил трофейный итальянский дредноут типа Giulio Cesare 1910 года постройки, который под именем «Новороссийск» погиб в октябре 1955-го.

Чем больше, тем лучше

До середины XX века мощь любого военного флота определялась наличием в нем линкоров.
В период Второй мировой войны наибольшее количество линкоров (27) имел флот США. У Японии было 14 линкоров. США победили Страну восходящего солнца на Тихом океане, и даже акт о полной капитуляции Японии - фактическое окончание Второй мировой войны - символично был подписан на борту линкора США «Миссури», который сегодня имеет статус военно-морского музея.

В период Великой Отечественной войны в ВМФ было три линкора 1914 года постройки, которые замечательно справились со своими задачами, бомбардируя позиции неприятеля: на Черном море - «Парижская коммуна» (название «Севастополь» судну было возвращено 31 мая 1943 года), а на Балтике - линкоры «Петропавловск» («Марат») и «Октябрьская революция» («Гангут»). Так что линкор «Архангельск» вполне соответствовал по возрасту своим собратьям на других флотах.

Короли морей и океанов

Что такое мощь линкоров, автор знает не понаслышке. В 1955 году мне пришлось проходить практику на линкоре «Октябрьская революция», который к тому времени был учебным кораблем. В том году линкор совершил свой последний переход Кронштадт - Балтийск - Кронштадт и произвел стрельбы главным калибром по острову Сескар. Это было что-то!

Перед стрельбами корабль готовился основательно, полутонные снаряды (калибра 305 миллиметров) летели на расстояние до 30 километров. Корабль содрогался, извергая тонны металла. Да, линкоры были действительно «королями» не только морей, но и океанов. Это были плавучие крепости.
Очень жаль, что линкор «Архангельск», служивший советскому ВМФ в годы войны и несколько позже, не получил должной оценки в официальных сводках. Но каждый тип кораблей соответствует требованиям своего времени, и сегодня это авианосцы и подводные лодки.

Я привел этот малоизвестный факт из истории нашего флота - пребывание линкора в его составе - в напоминание тем, кто принижает роль ВМФ в победе в Великой Отечественной войне и кто считает флот для России дорогой и ненужной игрушкой. Флот всегда был стержнем государственности. Он был и остается надежным защитником государственных интересов России.

Новости по теме:
Поиск по сайту:
Тайное и неизведанное, загадки истории
Рейтинг@Mail.ru
© 2013-2017 Все права защищены