up
» » Загадка гибели трофейного корабля
Загадки истории
Jadaha от 12-05-2014, 18:05
Загадка гибели трофейного корабля
Вернуться на главную
3 029 просмотров
0 комментариев

Линкор «Новороссийск»

После окончания Второй мировой войны СССР поставил «на повестку дня» создание мощного надводного флота. Подпитать собственные силы можно было путем претензий на трофейные корабли - раздел флотов побежденного противника был предусмотрен решениями Тегеранской конференции 1943 года. Англичане и американцы получили более совершенные корабли, советские же моряки обзавелись «пожилым итальянцем» - линкором «Джулио Цезаре».

«Джулио Цезаре» («Юлий Цезарь») на тот момент стал третьим линкором в строю ВМФ СССР после «Парижской коммуны» и «Октябрьской революции» (оба спущены на воду в 1911 году). Еще один -«Петропавловск» (до этого «Марат») давно уже превратился в плавучую артиллерийскую батарею.

В феврале 1949 года итальянский линкор прибыл в Севастополь и в начале марта вошел в состав Черноморского флота под названием «Новороссийск».
С 1943 по 1948 год линкор толком не обслуживался, поэтому изначально из него хотели сделать учебный корабль, чтобы тренировать команды вновь построенных линкоров. Однако впоследствии было решено корабль модернизировать. В мае 1949 года «Новороссийск» встал в Северный док Севморзавода. Работы по усовершенствованию «Новороссийска» велись с перерывами до 1955 года.

Корабль получил зенитные системы и радиолокационную станцию, новую фок-мачту, средства радиосвязи и внутрикорабельной связи, усовершенствованные приборы управления стрельбой главного калибра, новые турбины.
При этом в июле 1949 года «Новороссийск» в первый раз вышел в море как флагман эскадры Черноморского флота. Возможно, это сделали ради того, чтобы доказать Западу: корабль находится «в форме».
 
В 1955 году «Новороссийск» несколько раз выходил на маневры, в последний раз - накануне своей гибели. Численность экипажа корабля на тот момент составляла 1577 человек.

Линкор «Джулио Чезаре»

 
Первая жизнь «Джулио Чезаре»

В начале XX века в Англии на воду был спущен крупнейший на тот момент корабль. Дредноут водоизмещением в 18 120 тонн и скоростью в 21 узел, вооруженный артиллерией по принципу all-big-gun («только большие орудия»), стал флагманом Королевского флота и совершил своего рода революцию в военно-морском деле.

До середины XX века линкоры занимали лидирующие позиции на море, лишь со временем уступив место подлодкам и авианосцам.
Италия приступила к постройке дредноутов одной из последних среди крупных морских держав.

Первый линкор итальянского флота - «Данте Алигьери» - был заложен в июне 1909 года, спущен на воду в августе 1910-го и сдан в эксплуатацию в январе 1913 года. Его брат-близнец «Джулио Чезаре» был заложен на год позже флагмана, и именно его судьба оказалась самой интересной и трагичной. Корабль закончил свой век позже других, при странных и загадочных обстоятельствах.

Италия вступила в Первую мировую в 1915 году. За все время боевых действий «Джулио Чезаре» провел на боевых заданиях всего 31 час и еще 387 часов - на учениях.
В межвоенный период корабль прошел три модернизации: в 1922, 1925 и в 1933-1937 годах. В 1923 году линкор участвовал в бомбардировке греческого острова Корфу и последующем нападении на него.

К началу Второй мировой «Джулио Чезаре» подошел более или менее подготовленным. В июле 1940-го, в результате столкновения с противником, в корпус «Цезаря» угодил британский снаряд, вызвавший пожар. Потери экипажа убитыми и ранеными составили свыше ста человек. Линкор также находился в Таранто, когда его бомбила английская авиация, но смог уйти в Неаполь, где его год спустя настигли британские бомбы.

В январе 1942 года отремонтированный линкор вышел в свой последний боевой поход. Катастрофическая нехватка топлива вынудила итальянское командование превратить «Цезаря» в плавучую казарму, а большую часть экипажа списать на другие корабли. Всего в ходе войны корабль совершил 38 боевых выходов, из которых 8 - для поиска противника и 2 - для сопровождения конвоя, преодолев в общей сложности 16 947 морских миль.

Линкор «Новороссийск»


Гибель «Новороссийска»

Но перенесемся в 1955 год. Бывший «Цезарь», ставший «Новороссийском», только вернулся с маневров для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя во время Крымской войны. Ночью 29 октября под корпусом корабля - с правого борта в носовой части - произошел сильнейший взрыв, мощность которого позже оценили в тонну тротила. Сразу же была объявлена аварийная тревога, а у линкора появился дифферент на нос и крен в 1-2 градуса. Площадь пробоины, по различным оценкам, составила от 120 до 150 квадратных метров. Первыми жертвами взрыва стали более сотни моряков.

На корабль прибыли бригады аварийной помощи с соседних кораблей и медицинские бригады, началась откачка стремительно поступающей воды и эвакуация раненых.

Командование Черноморского флота, невзирая на потери, отказывалось снять с корабля весь личный состав. Командующий флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко впоследствии объяснил свое решение тем, что он «не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет».

По тем же причинам была приостановлена начатая буксировка на мелководье (линкор тонул в районе Морского госпиталя, примерно в 110 метрах от берега). Позже, когда было таки принято решение отбуксировать корабль, уже стало поздно - нос «Новороссийска» плотно увяз в иле.

Когда вода начала затапливать палубы корабля над машинными и котельными отделениями, командующего флотом и члена Военного совета вновь попросили снять с линкора личный состав, построенный на юте, но начальство опять отказало. И все же несколько десятков человек сошли на буксиры.
После трех часов борьбы «Новороссийск» опрокинулся, перевернувшись вверх килем через левый борт. Вместе с судном погибли 614 человек (по другим оценкам - более 670), включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Многие моряки оказались в воздушных подушках, во внутренних помещениях корабля - их стук с внешней стороны корпуса был слышен до 1 ноября. Однако спасти из них удалось только девятерых. Спасатели рассказывали, что замурованные внутри отсеков моряки пели «Варяга».

Причиной катастрофы назвали «внешний подводный взрыв», в гибели людей и самого линкора обвинили командующего Черноморским флотом Пархоменко, и.о. командующего эскадрой, и.о. командира линкора (на момент взрыва сам командир линкора, капитан 1 ранга Александр Кухта, находился в отпуске). Им были объявлены выговоры, кого-то понизили в звании, только Пархоменко был снят с должности. Никаких судебных действий в отношении виновных не производилось.

Линкор «Куин Элизабет»


Версии катастрофы

Одной из причиной взрыва называли немецкую мину, оставшуюся со времен Второй мировой, но в таком случае оставалось непонятным, как заряд, находившийся в воде более десяти лет, мог пробить восемь палуб линкора, три из которых - бронированные.

Комиссия, расследовавшая причины гибели линкора, допустила и возможность подрыва боезапаса, однако когда корабль был поднят на поверхность, стало ясно, что взрыв был произведен снаружи корпуса.

Спустя десятилетия иную версию выдвинул старшина линкора, который принимал участие в передаче корабля от итальянской стороны советской. По его мнению, мина была не одна, и взрыв снаружи спровоцировал детонацию диверсионного заряда, который изначально находился внутри линкора. По его словам, при принятии корабля в самом отдаленном отсеке были обнаружены три заваренных выреза. Сварка была недавняя. Однако командование никаких мер по этой информации не приняло.

А может, к взрыву были причастны прежние хозяева линкора - итальянцы? Тем более что подобный опыт они имели со времен Второй мировой.
В 1941 году британские линкоры «Вэлиант» и «Куин Элизабет», находящиеся в Александрии, вышли из строя благодаря именно итальянским диверсантам. Водолазов поймали у борта «Взлианта». Только мелководье спасло линкор от гибели - он просто сел на дно. Вслед за этим взорвалась и торпеда, установленная диверсантами под днищем «Куин Элизабет» - корабль потерял солидную часть обшивки. Третьей жертвой итальянцев стал нефтеналивной танкер.

Идеологом и руководителем диверсионной войны в Италии был потомок княжеского рода Боргезе - капитан-лей-тенант Юнио Валерио Сципионе.
В подчинении Боргезе, подразделение которого называлось Decima Flottiglia MAS, находились, в частности, так называемые «люди-лягушки» (по-итальянски - uomo rana), которые с помощью человекоуправляемых торпед и подорвали корабли в Александрии. Они же в мае 1943 года пустили ко дну три британских транспорта в бухте Альхесирас (с одного берега которой расположен британский Гибралтар), а тремя месяцами позже потопили там несколько танкеров. Всего же с 1941 по 1943 год жертвами диверсантов стали 23 судна.

Итальянских диверсантов использовали и немцы - в частности на Черном море, где они потопили две советские подлодки и три грузовых судна, а также во время блокады Ленинграда.
В начале 90-х годов прошлого века главнокомандующий ВМС Италии - адмирал Гвидо Вентуриони - отверг возможность причастности диверсантов Боргезе к случившемуся в Севастополе. Хотя не исключил, что это могло быть делом рук итальянских спецслужб.

Домыслы о причинах гибели «Новороссийска» не прекращаются и сейчас. За прошедшее время какие только версии ни были озвучены: будто бы корабль взорвали израильтяне, поскольку в Москве решили продать его Египту для войны с Израилем, или что приказ затопить линкор отдал Хрущев, который хотел таким образом дискредитировать адмирала Николая Кузнецова и все остальное руководство ВМФ. Говорилось также о том, что корабль пустили ко дну англичане, испугавшиеся того, что советское руководство оснастит «Новороссийск» ядерными боеголовками. Удастся ли всплыть правде?
Новости по теме:
Поиск по сайту:
Тайное и неизведанное, загадки истории
Рейтинг@Mail.ru
© 2013-2017 Все права защищены