название
Загадка гибели трофейного корабля
12.05.2014 3 705 0 Jadaha

Загадка гибели трофейного корабля

Загадки истории

Линкор «Новороссийск»

После окончания Второй мировой войны СССР поставил «на повестку дня» создание мощного надводного флота. Подпитать собственные силы можно было путем претензий на трофейные корабли - раздел флотов побежденного противника был предусмотрен решениями Тегеранской конференции 1943 года. Англичане и американцы получили более совершенные корабли, советские же моряки обзавелись «пожилым итальянцем» - линкором «Джулио Цезаре».

«Джулио Цезаре» («Юлий Цезарь») на тот момент стал третьим линкором в строю ВМФ СССР после «Парижской коммуны» и «Октябрьской революции» (оба спущены на воду в 1911 году). Еще один -«Петропавловск» (до этого «Марат») давно уже превратился в плавучую артиллерийскую батарею.

В феврале 1949 года итальянский линкор прибыл в Севастополь и в начале марта вошел в состав Черноморского флота под названием «Новороссийск».
С 1943 по 1948 год линкор толком не обслуживался, поэтому изначально из него хотели сделать учебный корабль, чтобы тренировать команды вновь построенных линкоров. Однако впоследствии было решено корабль модернизировать. В мае 1949 года «Новороссийск» встал в Северный док Севморзавода. Работы по усовершенствованию «Новороссийска» велись с перерывами до 1955 года.

Корабль получил зенитные системы и радиолокационную станцию, новую фок-мачту, средства радиосвязи и внутрикорабельной связи, усовершенствованные приборы управления стрельбой главного калибра, новые турбины.
При этом в июле 1949 года «Новороссийск» в первый раз вышел в море как флагман эскадры Черноморского флота. Возможно, это сделали ради того, чтобы доказать Западу: корабль находится «в форме».
 
В 1955 году «Новороссийск» несколько раз выходил на маневры, в последний раз - накануне своей гибели. Численность экипажа корабля на тот момент составляла 1577 человек.

Линкор «Джулио Чезаре»

 
Первая жизнь «Джулио Чезаре»

В начале XX века в Англии на воду был спущен крупнейший на тот момент корабль. Дредноут водоизмещением в 18 120 тонн и скоростью в 21 узел, вооруженный артиллерией по принципу all-big-gun («только большие орудия»), стал флагманом Королевского флота и совершил своего рода революцию в военно-морском деле.

До середины XX века линкоры занимали лидирующие позиции на море, лишь со временем уступив место подлодкам и авианосцам.
Италия приступила к постройке дредноутов одной из последних среди крупных морских держав.

Первый линкор итальянского флота - «Данте Алигьери» - был заложен в июне 1909 года, спущен на воду в августе 1910-го и сдан в эксплуатацию в январе 1913 года. Его брат-близнец «Джулио Чезаре» был заложен на год позже флагмана, и именно его судьба оказалась самой интересной и трагичной. Корабль закончил свой век позже других, при странных и загадочных обстоятельствах.

Италия вступила в Первую мировую в 1915 году. За все время боевых действий «Джулио Чезаре» провел на боевых заданиях всего 31 час и еще 387 часов - на учениях.
В межвоенный период корабль прошел три модернизации: в 1922, 1925 и в 1933-1937 годах. В 1923 году линкор участвовал в бомбардировке греческого острова Корфу и последующем нападении на него.

К началу Второй мировой «Джулио Чезаре» подошел более или менее подготовленным. В июле 1940-го, в результате столкновения с противником, в корпус «Цезаря» угодил британский снаряд, вызвавший пожар. Потери экипажа убитыми и ранеными составили свыше ста человек. Линкор также находился в Таранто, когда его бомбила английская авиация, но смог уйти в Неаполь, где его год спустя настигли британские бомбы.

В январе 1942 года отремонтированный линкор вышел в свой последний боевой поход. Катастрофическая нехватка топлива вынудила итальянское командование превратить «Цезаря» в плавучую казарму, а большую часть экипажа списать на другие корабли. Всего в ходе войны корабль совершил 38 боевых выходов, из которых 8 - для поиска противника и 2 - для сопровождения конвоя, преодолев в общей сложности 16 947 морских миль.

Линкор «Новороссийск»


Гибель «Новороссийска»

Но перенесемся в 1955 год. Бывший «Цезарь», ставший «Новороссийском», только вернулся с маневров для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя во время Крымской войны. Ночью 29 октября под корпусом корабля - с правого борта в носовой части - произошел сильнейший взрыв, мощность которого позже оценили в тонну тротила. Сразу же была объявлена аварийная тревога, а у линкора появился дифферент на нос и крен в 1-2 градуса. Площадь пробоины, по различным оценкам, составила от 120 до 150 квадратных метров. Первыми жертвами взрыва стали более сотни моряков.

На корабль прибыли бригады аварийной помощи с соседних кораблей и медицинские бригады, началась откачка стремительно поступающей воды и эвакуация раненых.

Командование Черноморского флота, невзирая на потери, отказывалось снять с корабля весь личный состав. Командующий флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко впоследствии объяснил свое решение тем, что он «не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет».

По тем же причинам была приостановлена начатая буксировка на мелководье (линкор тонул в районе Морского госпиталя, примерно в 110 метрах от берега). Позже, когда было таки принято решение отбуксировать корабль, уже стало поздно - нос «Новороссийска» плотно увяз в иле.

Когда вода начала затапливать палубы корабля над машинными и котельными отделениями, командующего флотом и члена Военного совета вновь попросили снять с линкора личный состав, построенный на юте, но начальство опять отказало. И все же несколько десятков человек сошли на буксиры.
После трех часов борьбы «Новороссийск» опрокинулся, перевернувшись вверх килем через левый борт. Вместе с судном погибли 614 человек (по другим оценкам - более 670), включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Многие моряки оказались в воздушных подушках, во внутренних помещениях корабля - их стук с внешней стороны корпуса был слышен до 1 ноября. Однако спасти из них удалось только девятерых. Спасатели рассказывали, что замурованные внутри отсеков моряки пели «Варяга».

Причиной катастрофы назвали «внешний подводный взрыв», в гибели людей и самого линкора обвинили командующего Черноморским флотом Пархоменко, и.о. командующего эскадрой, и.о. командира линкора (на момент взрыва сам командир линкора, капитан 1 ранга Александр Кухта, находился в отпуске). Им были объявлены выговоры, кого-то понизили в звании, только Пархоменко был снят с должности. Никаких судебных действий в отношении виновных не производилось.

Линкор «Куин Элизабет»


Версии катастрофы

Одной из причиной взрыва называли немецкую мину, оставшуюся со времен Второй мировой, но в таком случае оставалось непонятным, как заряд, находившийся в воде более десяти лет, мог пробить восемь палуб линкора, три из которых - бронированные.

Комиссия, расследовавшая причины гибели линкора, допустила и возможность подрыва боезапаса, однако когда корабль был поднят на поверхность, стало ясно, что взрыв был произведен снаружи корпуса.

Спустя десятилетия иную версию выдвинул старшина линкора, который принимал участие в передаче корабля от итальянской стороны советской. По его мнению, мина была не одна, и взрыв снаружи спровоцировал детонацию диверсионного заряда, который изначально находился внутри линкора. По его словам, при принятии корабля в самом отдаленном отсеке были обнаружены три заваренных выреза. Сварка была недавняя. Однако командование никаких мер по этой информации не приняло.

А может, к взрыву были причастны прежние хозяева линкора - итальянцы? Тем более что подобный опыт они имели со времен Второй мировой.
В 1941 году британские линкоры «Вэлиант» и «Куин Элизабет», находящиеся в Александрии, вышли из строя благодаря именно итальянским диверсантам. Водолазов поймали у борта «Взлианта». Только мелководье спасло линкор от гибели - он просто сел на дно. Вслед за этим взорвалась и торпеда, установленная диверсантами под днищем «Куин Элизабет» - корабль потерял солидную часть обшивки. Третьей жертвой итальянцев стал нефтеналивной танкер.

Идеологом и руководителем диверсионной войны в Италии был потомок княжеского рода Боргезе - капитан-лей-тенант Юнио Валерио Сципионе.
В подчинении Боргезе, подразделение которого называлось Decima Flottiglia MAS, находились, в частности, так называемые «люди-лягушки» (по-итальянски - uomo rana), которые с помощью человекоуправляемых торпед и подорвали корабли в Александрии. Они же в мае 1943 года пустили ко дну три британских транспорта в бухте Альхесирас (с одного берега которой расположен британский Гибралтар), а тремя месяцами позже потопили там несколько танкеров. Всего же с 1941 по 1943 год жертвами диверсантов стали 23 судна.

Итальянских диверсантов использовали и немцы - в частности на Черном море, где они потопили две советские подлодки и три грузовых судна, а также во время блокады Ленинграда.
В начале 90-х годов прошлого века главнокомандующий ВМС Италии - адмирал Гвидо Вентуриони - отверг возможность причастности диверсантов Боргезе к случившемуся в Севастополе. Хотя не исключил, что это могло быть делом рук итальянских спецслужб.

Домыслы о причинах гибели «Новороссийска» не прекращаются и сейчас. За прошедшее время какие только версии ни были озвучены: будто бы корабль взорвали израильтяне, поскольку в Москве решили продать его Египту для войны с Израилем, или что приказ затопить линкор отдал Хрущев, который хотел таким образом дискредитировать адмирала Николая Кузнецова и все остальное руководство ВМФ. Говорилось также о том, что корабль пустили ко дну англичане, испугавшиеся того, что советское руководство оснастит «Новороссийск» ядерными боеголовками. Удастся ли всплыть правде?
Владыки двух стихий Владыки двух стихий
«Когда в Вашингтоне произносят слово «кризис», то первым у всех на устах возникает вопрос: «где наш ближайший авианосец?» - эту фразу приписывают
Последнее погружение коммандера Последнее погружение коммандера
В мае 1956 года британское Адмиралтейство сделало странное заявление: «Некто по собственной инициативе предпринял авантюрную затею - обследовать
Большие пушки «Дредноута» Большие пушки «Дредноута»
Своим появлением этот корабль вызвал панику во всех флотах мира. В военно-морской истории редко случается так, чтобы название вполне конкретного
"Титаник" по имени "Армения" "Титаник" по имени "Армения"
Немцы отправили на дно семь тысяч мирных граждан? Когда на Красной площади 7 ноября 1941 года шел военный парад, у берегов Крыма случилась крупнейшая
Как америку отправили на дно Как америку отправили на дно
Нападение на Пёрл-Харбор спровоцировала удачная атака британцев на итальянские линкоры. В конце 1941 года весь мир был уверен: войны Японии с США не
Линкор "Архангельск" Линкор "Архангельск"
Есть корабли, которые за весь период нахождения в боевом составе флота не участвовали в морских сражениях, не бомбордировали побережья, но одним
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Войти через: