up
Загадки истории
Jadaha от 25-11-2013, 04:52
Трофейщики
Вернуться на главную
2 248 просмотров
0 комментариев

«Трофейщики» - так на полушутливом сленге называют разведчиков, которые специализируются на добывании даже не образцов вооружения, а их, пусть и пришедших в негодность, фрагментов. Эти подразделения имеются и у России, и у ее заокеанских «конкурентов». Некоторое время назад они потрепали друг другу нервы, поставив мир на грань ядерной войны.
В марте 1999 года югославские ПВО сбили новейший американский истребитель F-117 «Найтхок». Пока в Пентагоне осмысливали ситуацию, на месте падения самолета появились российские военные, которые не только собрали фрагменты «невидимки», но и купили их, не скупясь на деньги, у местных жителей. А через десять лет в воздух поднялся отечественный истребитель пятого поколения Т-50...

Охота на «Медведя»

Но этой операции предшествовала неприятная пощечина, полученная нашими вояками за двадцать лет до описанных событий. В середине 50-х годов прошлого столетия на вооружение ВВС Советской армии стали поступать стратегические бомбардировщики дальнего действия Ту-95, которые командование НАТО по своей классификации нарекло «Медведем». К сожалению, за все время боевых дежурств по официальным данным произошло 28 катастроф с участием этого самолета. Вот статистика из этого мартиролога за 1976 год: июнь - «тушка» потерпела крушение на аэродроме Североморск-1 во время посадки. Август - при выполнении разведывательного полета у берегов США потерпел крушение борт 2112, проглоченный океаном вместе с экипажем. Октябрь - новая катастрофа, на аэродроме близ Алма-Аты опять же совершил жесткую посадку еще один стратегический бомбардировщик.
Но вот об одной из катастроф того же года официальные российские источники до сих пор хранят молчание.

В один из весенних дней 1976 года радиолокационная станция ПВО на острове Хоккайдо зафиксировала падение Ту-95 в Охотском море у берегов Сахалина. Естественно, что японцы поставили в известность своих союзников, и аналитики Разведывательного управления министерства обороны США (РУМО) сразу принялись просчитывать ситуацию. Каково же было их удивление, когда спустя две недели они поняли, что ни командование Тихоокеанского флота, ни Министерство обороны СССР вовсе не собираются вести поиски пропавшего «Медведя»! А это могло означать только одно - на борту самолета находились бомбы с ядерным зарядом, и русские, во избежание международного скандала, факт катастрофы решили не озвучивать. На заседании Совета национальной безопасности США с участием представителей РУМО, ЦРУ, Государственного департамента и ВМФ обсудили вариант: почему бы не попробовать выкрасть боеголовки и хотя бы часть секретной аппаратуры? Конечно, это было сопряжено с риском, ведь предстояло войти в территориальные воды СССР! Но игра стоила свеч, тем более что в рамках спецопераций ВМФ США уже действовала секретная программа «Морской еж», предусматривающая сбор информации о советских военно-морских вооруженных силах. Правда, основная часть предусматривала сопровождение подводных лодок вероятного противника своими субмаринами с целью снятия шумовых характеристик объекта. Этим вопросом занялась эскадра в составе трех АПЛ - «Дэйс», «Лэпон» и «Гэтоу». Но и не возбранялся, например, сбор на дне океана фрагментов баллистических и противокорабельных ракет, которые применялись при учениях нашим Тихоокеанским флотом. Этой задачей занималась специальная служба ВМФ США под руководством главного научного эксперта по глубоководным системам Джона Крэйвена. Основная задача по такому поиску была возложена на атомную подводную лодку «Хэлибат», экипажу которой удалось не только обнаружить место падения советских ракет и даже вывезти в контейнерах, прикрепленных к бортам, их металлические фрагменты, но в одном случае даже стащить уцелевший радиовысотомер. Чуть позже с акватории залива Петра Великого исчезли две морские мины новейшей конструкции, приготовленные к испытаниям.

«Серая спина»

Но все-таки в качестве средства доставки водолазов спецназа было принято решение использовать более миниатюрную и мало-шумящую дизельно-аккумуляторную субмарину «Грейбэк» («Серая спина»). Эта подводная лодка вместе со своей единственной по проекту «сестрой» «Гроулер» долгое время несла боевое дежурство в Тихоокеанском регионе, имея на борту самолеты-снаряды «Регулус». Но после того как их стали заменять на новые, более совершенные крылатые ракеты, «Гроулер» окончательно списали, а «Грейбэк», удалив ракетные шахты, превратили в диверсионную субмарину, способную нести на борту не только боевых пловцов, но и поисковое снаряжение в виде прожекторов, скутеров и аквалангов. Однако в первый рейс в рамках разработанной операции «Голубое солнце» отправились только трое «тюленей»-разведчиков: командир группы Майкл Грант, его заместитель лейтенант Эндрю Вуд и старшина Дэвид Пирсон. Чуть более двух суток потребовалось «Грейбэку» для перехода от японской военно-морской базы Йокосука до места предполагаемого падения самолета. К удивлению диверсантов, при полном попустительстве советской противолодочной обороны субмарине удалось беспрепятственно добраться до места крушения Ту-95, где, оседлав скутеры, разведчики обследовали подводную акваторию. Вот они фрагменты самолета, а вот и бомбы с ядерной начинкой, о чем свидетельствовал зашкаливший счетчик Гейгера. Оценив обстановку, «тюлени» вернулись на борт «Грейбэка», и лодка отправилась обратно, к месту своего постоянного базирования.

О результатах секретной экспедиции было доложено в Вашингтон, что привело обитателей Белого дома в замешательство. Что делать? Тайно выкрасть образцы советского ядерного оружия, представляющего несомненный интерес для военно-промышленного комплекса США? А если во время транспортировки заряды сдетонируют? Тогда атомная трагедия Хиросимы и Нагасаки покажется ничем по сравнению с новым ядерным апокалипсисом в Тихоокеанском регионе. Американские ученые, занимавшиеся созданием оружия массового поражения, после долгих дебатов пришли к выводу: русские, выкравшие в свое время у США секрет атомной бомбы, ознакомились с ее безопасностью и, скорее всего, поставили еще и новые системы защиты от взрыва.

Что с возу упало?
 
Только после этого заключения было принято решение перевести операцию «Голубое солнце» в новую фазу. Теперь «Грейбэк» должна была отправиться в новый рейс по тому же маршруту в залив Простор. Но теперь на ее борту, кроме тройки разведчиков, находились еще 40 боевых пловцов. Увеличение количества членов экспедиции было вполне обоснованным. Даже принятые меры радиационной защиты - панцири из свинца в виде трусов и маек - не гарантировали отсутствие возможности заражения лучевой болезнью. Кстати, действительно, некоторые водолазы впоследствии были вынуждены лечиться от лейкемии. А пока, опять же беспрепятственно проникнув в советские территориальные воды, «Грейбэк» легла на грунт, а из ее отсеков выплыли подводные шпионы. Выстроившись в цепочку, они на скутерах со специально оборудованными креплениями поочередно под присмотром дозиметриста отправили две бомбы на борт дожидавшейся их субмарины. Эвакуация прошла успешно, а кроме того, трофеем незваных гостей стал еще и блок электронной системы опознавания «свой-чужой», с помощью которой наши летчики могли ориентироваться в воздушном бою с противником.
Это может показаться легендой. Но вот только достоверно известно, что все участники этого похода, включая боевых пловцов и экипаж «Грейбэка», получили боевые ордена и медали. А командир «тюленей» Майкл Грант и капитан субмарины Фил Бикон получили из рук президента высшую награду США - Золотую медаль Конгресса.

Новости по теме:
Поиск по сайту:
Тайное и неизведанное, загадки истории
Рейтинг@Mail.ru
© 2013-2017 Все права защищены