название
Пакет особой важности: миссия выполнима
04.09.2018 86 0 Jadaha

Пакет особой важности: миссия выполнима

Загадки истории

По данным военных историков, в годы холодной войны советские спецслужбы при необходимости оперативно получали практически любую интересовавшую их информацию о военных секретах стран НАТО. Исключением оказался загадочный пакет, который капитаны западных торговых судов должны были вскрыть в случае начала третьей мировой войны. Получить его стало для КГБ делом чести...


Ящик Пандоры


На протяжении длительного времени достоверная информация об операции советских спецслужб по поиску способа похищения данного пакета отсутствовала. Лишь относительно недавно документы об этой сложнейшей операции КГБ были рассекречены.
Самое интересное, что в СССР отлично знали о существовании в сейфах капитанов крупных гражданских судов стран НАТО пакетов, которые те берегли как зеницу ока и имели право вскрыть лишь при наступлении часа «X». Тем не менее, о том, какого рода информация содержалась в данном документе, достоверно известно не было. Хотя предполагалось, что в там находятся данные научно-исследовательских работ спецслужб стран НАТО, регламентирующие действия судов во время нахождения в Восточном полушарии.
Советские разведчики не ошиблись. Как выяснилось позже, пакет содержал подробные инструкции для капитанов судов НАТО, перевозивших стратегические грузы, на случай начала военного конфликта Советского Союза и США. В пакете содержались инструкции о том, как должен действовать капитан корабля во время боевых столкновений двух супердержав. В документе также значились порты, морские базы, банки и финансовые организации, в которые капитан судна мог обратиться при возникновении необходимости в условиях неожиданно начавшейся войны. Особую ценность для советской разведки представлял список портов, в которые во время ядерного конфликта немедленно обязаны были направиться данные суда. Отдельным приложением к содержимому пакета шли коды НАТО и шифротаблицы.
Распоряжение о необходимости срочно завладеть данным документом дал лично Ю.В. Андропов.


«Перед прочтением сжечь»


Охота за загадочным пакетом продолжалась на протяжении нескольких лет. Однако капитаны иностранных судов, зная, что в случаи утери ценного документа их ждет долгий тюремный срок, тщательно оберегали его от посторонних глаз.
Все решил случай. В 1978 году в Баренцевом море во время сильного шторма затонуло судно под флагом Великобритании, перевозившее руду. К месту трагедии незамедлительно вышел советский эсминец, сопровождаемый подводной лодкой. Спасти удалось лишь двух моряков, один из которых в бреду твердил одно слово: «пакет». К сожалению, спасенные англичане спустя несколько часов умерли от переохлаждения.
Информация о важном пакете, находящемся на судне, была передана в Москву, откуда поступил приказ: «Достать!» Советские спецслужбы были уверены, что в случае успеха они станут обладателями долгожданного пакета. На протяжении нескольких часов, рискуя жизнью, водолазы выполняли поставленную руководством задачу. Наконец сейф был извлечен их каюты капитана английского судна и поднят на борт советского эсминца.
Действительно, после того как сейф разрезали автогеном, на свет появился конверт, охота за которым отняла столько времени, сил и средств.
Но, как оказалось позднее, радоваться было рано. Едва начальник Мурманского управления КГБ в присутствии своих сотрудников вскрыл внешнюю оболочку пакета, как тот зашипел, вспыхнул белым пламенем и в мгновение ока сгорел. От его содержимого ничего не осталось.
Выяснилось, что открывать секретный пакет необходимо было в особых условиях с соблюдением строго определенного алгоритма действий.

Пакет особой важности: миссия выполнима 
Ловля без живца


После случая самоуничтожения секретного пакета сотрудникам советских спецслужб стало предельно ясно, что получить заветные документы они смогут лишь непосредственно из рук капитана одного из судов стран НАТО. Разумеется, добровольно на этот шаг никто из них никогда бы не пошел. Оставался единственный выход -дождаться захода в один из советских портов судна, чей капитан, с одной стороны, являлся бы обладателем заветного пакета, а с другой, на него у КГБ имелся бы серьезный компромат. Найти подобное судно было непросто. Такой корабль, по сведениям КГБ, предназначался бы для перевозки грузов стратегического назначения, к которым относилась нефть, руда, иные виды топлива, а также полезные ископаемые. Причем секретный пакет выдавался не всем, а лишь тем капитанам судов, чей стаж превышал десять лет безупречной службы, а водоизмещение судна было бы не менее 40 тысяч тонн.
Исключение составляли капитаны - греки по происхождению. Почему-то руководство НАТО считало их неблагонадежными, симпатизировавшие Советскому Союзу людьми.
Поиск подходящего капитана с секретным пакетом на борту занял долгие три года. Наконец 12 октября 1981 года удача улыбнулась советским чекистам. В Черном море разыгрался страшный шторм, который вынудил итальянский танкер Genova зайти в порт Новороссийска. По всем параметрам танкер соответствовал классу судна, в сейфе капитанской каюты которого должен был храниться заветный пакет. Но самое главное - у советских спецслужб имелся обширный компромат на капитана корабля по фамилии Дзаппа, с помощью которого можно было попытаться уговорить его расстаться с секретным пакетом.


Под угрозой штрафа


Советская разведка отлично знала, что у капитана танкера есть очаровательная любовница двадцати пяти лет, которая к тому же является не только его старшим помощником на судне, но и единственной женщиной-моряком в Европе. Пытаясь покрепче привязать к себе знойную красотку, Дзаппа регулярно преподносил своей пассии ценные подарки и, конечно, влез в громадные долги. Правда, о них ни на судне, ни в семье капитана пока не знали. Предполагалось, что мужчина без колебаний согласится обменять свою спокойную жизнь на секретный пакет. Даже несмотря на то, что его потеря грозила капитану очень серьезными неприятностями. Кроме того, был необходим весомый предлог, чтобы вызвать итальянца на беседу.
После непродолжительного совещания решили поступить следующим образом. Капитанам судов, посещающих акваторию Черного моря, было хорошо известно, что по дну бухты Новороссийска проходят кабели связи Министерства обороны СССР. Все бы ничего, но повреждение подобного кабеля, согласно решениям Гаагской конвенции, стоило сто тысяч долларов штрафа за каждый день нарушения его работы, колоссальной по тем временам суммы денег. Платить штраф должна была страховая компания, но при этом владельцами судна из жалования капитана также вычиталась существенная часть их заработка. Едва итальянское судно пришвартовалось в Новороссийске, как Доменико Дзаппу препроводили на беседу с представителями КГБ в администрацию порта.


Сговорчивый капитан


Когда капитан поинтересовался, в чем, собственно, дело ему тут же продемонстрировали заснятые на пленку метания его судна по бушующему морю перед заходом в порт Новороссийска. Далее Дзаппе сообщили, что якорем его танкера был поврежден кабель связи. Однако итальянец оказался не робкого десятка и с ходу эмоционально отверг все обвинения, назвав их провокацией, и был, в общем-то, абсолютно прав. Однако он не знал, что если КГБ берется за дело, то всегда доводит его до логического конца. Своим поведением Дзаппа лишь дал прочувствовать свой испуг от того, что история с поврежденным кабелем является правдой, а значит, вербовка движется в верном направлении. Далее итальянскому капитану сообщили детали его интимной жизни с молодой любовницей и попросили представить, что будет в том случае, если о его контактах с этой женщиной и огромных долгах, в которые она его впутала, узнают руководство и семья капитана.
Выкладывая на стол свои главные козыри, чекисты думали, что итальянец начнет увиливать или торговаться, но Дзаппа понял, что его партия проиграна, и как умный человек задал один единственный вопрос: «Вам нужен пакет?». Чекисты кивнули в ответ, но поставили условие, что капитан итальянского судна покажет им, как необходимо правильно вскрыть документы, чтобы они не самоуничтожились при этом.
Итальянец согласился. Оказалось, что снимать оболочку с секретного документа необходимо было в барокамере в среде, лишенной кислорода. В противном случае он самовозгорался. На этот раз все прошло благополучно. Секретные документы НАТО достались сотрудникам КГБ, а пакет с новой оболочкой вернулся в сейф Дзаппо. Впоследствии на протяжении многих лет любвеобильный итальянец работал на советские спецслужбы под кодовым именем Миссия и так и не был разоблачен...

Дмитрий Соколов

Полая земля Полая земля
Пару лет назад на Зигелевских чтениях (конференция, посвященная новым, в том числе нетрадиционным, направлениям в различных областях знания) пожилой
Шпионские страсти на Северном полюсе Шпионские страсти на Северном полюсе
 Первая в мире дрейфующая научная станция «Северный полюс - 1» работала в 1937-1938 годах. Ее начальником стал бывший кадровый сотрудник ЧК Иван
«Игровая мафия» под крышей КГБ «Игровая мафия» под крышей КГБ
Катраны, подпольные игорные заведения в СССР, появились в 1970-х годах. В сталинские времена карточные игры считались прерогативой закоренелых
«Красные крыши»: советские «оборотни в погонах» «Красные крыши»: советские «оборотни в
Начиная борьбу с коррупцией в СССР, председатель КГБ Юрий Андропов столкнулся с противодействием на самом высшем уровне власти. Одни партийные
«Сладкая жизнь» эпохи СССР «Сладкая жизнь» эпохи СССР
 Кто такие фарцовщики? В СССР так называли продавцов различных товаров западного производства, которые попадали к ним по разным каналам. Продавали
Тайна перевала Дятлова Тайна перевала Дятлова
Более полувека назад в горах Северного Урала произошло загадочное и трагическое событие. В начале февраля 1959 года по неизвестной причине погибли
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Войти через: