up
» » Неизвестный ленд-лиз: «Персидский коридор» Сталина
Загадки истории
Jadaha от 14-08-2017, 15:03
Неизвестный ленд-лиз: «Персидский коридор» Сталина
Вернуться на главную
429 просмотров
0 комментариев

Неизвестный ленд-лиз: «Персидский коридор» СталинаКогда заходит речь о ленд-лизе - англо-американских поставках оружия и материалов в СССР в годы Великой Отечественной войны, - то первым делом приходят на ум знаменитые «арктические конвои». Однако, как известно, путь морем до Мурманска и Северодвинска был не единственным маршрутом доставки союзнической помощи.


Операция «Согласие»
Еще один поток ленд-лизовских грузов шел через Иран (Персию). Причем этим путем грузов прибыло даже больше, чем на полярных конвоях, - 23,8% от общего объема поставок (на долю северного маршрута пришлось 22,6%).
Но для того, чтобы организовать доставку грузов по этому маршруту, необходимо было уладить одну маленькую неувязочку.
А именно - оккупировать Иран. Так за чем же дело стало? Сказано - сделано. И в августе 1941 года советские и английские войска вошли на территорию Ирана. Так как сделали они это по взаимному согласию, то и сама интервенция получила соответствующее название - «Операция „Согласие"» (англ. Operation «Countenance»).
Надо сказать, что иранские власти и лично правящий шах Реза Пехлеви сделали все возможное, чтобы подтолкнуть союзников к такому решению. Шах явно склонялся на сторону Гитлера. Существовала реальная вероятность того, что Иран примкнет к державам «Оси» (Германия, Италия, Япония). Весь Тегеран был напичкан немецкими шпионами и агентами, на деятельность которых иранские власти закрывали глаза.


Такую ситуацию терпеть нельзя...
Уже в самом начале операции «Барбаросса», летом 1941 года, Сталин и Черчилль пришли к выводу, что подобную ситуацию на персидском направлении терпеть нельзя. Поэтому они обратились к шаху Пехлеви с ласковой просьбой: не будет ли любезен уважаемый шах разрешить ввести англосоветские войска на территорию его страны? Шах ответил: нет, не будет любезен. Ну что ж, решили в Москве
и Лондоне, мы сделали все, что могли. Теперь пришла очередь говорить пушкам.
25 августа 1941 года началась операция «Согласие». Английские войска вторглись в южные регионы Ирана (с территории соседнего Ирака, на тот момент являвшегося британской колонией). А советское вторжение осуществлялось силами Закавказского фронта, который выделил для этой цели целых 4 армии (44,45,46 и 47-я). Как несложно догадаться, удар эти армии наносили со стороны советского Кавказа. Позднее к операции присоединится 53-я армия генерала С. Г. Трофименко, нанеся удар со стороны Средней Азии.


Кстати, план советской части операции «Согласие» разработал начштаба ЗакВО генерал-майор Ф. И. Толбухин - впоследствии известный и успешный маршал, «освободитель Болгарии» и «Народный герой Югославии». А общее командование операцией осуществлял тоже известный (только печально) генерал Д. Т. Козлов. Впоследствии он «прославит» свое имя, командуя войсками в Крыму и доведя их до ужасающей «Керченской катастрофы», ставшей одним из самых громких поражений советской армии в той войне. С немцами-то воевать оказалось посложнее, чем с персами.

Неизвестный ленд-лиз: «Персидский коридор» Сталина
Бескровное вторжение
Но в ходе иранской операции у командующего Козлова никаких сложностей не возникло. Что неудивительно - персы смогли выставить против союзников лишь три дивизии на севере и две на юге. Понятно, что их сопротивление было сугубо символическим. И англичане, и русские стремительно продвигались вглубь страны, последовательно занимая все намеченные рубежи.
Уже через 4 дня после начала операции Иран капитулировал. 29 августа сложили свое оружие персидские части, действовавшие против британцев, а 30 августа - те, что действовали против СССР.
Всего советские войска в ходе операции потеряли лишь 40 человек убитыми. Да еще иранцы ухитрились уничтожить три советских самолета. У британцев потери составили 22 человека убитыми и 1 подбитый танк. Персы потеряли 1 000 человек убитыми и ранеными (включая мирных жителей).


8 сентября 1941 года было подписано соглашение, определявшее расположение союзнических войск на территории Ирана. Территория Ирана была разделена на две оккупационные зоны - британскую (южную) и советскую (на севере). Правительство Тегерана потеряло всякий политический и экономический контроль над страной.


Сталин и Гопкинс отстраивают Иран
Теперь, оккупировав Иран, можно было начинать и ленд-лизовские поставки по этому маршруту.
Правда, для этого надо «модернизировать» (а если точнее - просто построить заново) транспортную сеть Ирана, потому что персидские дороги были таковыми только по названию. Перевозить что-либо в больших объемах по ним было невозможно.
Эту миссию (по соглашению Сталина-Гопкинса) взяли на себя американцы. Они построили Трансиранское шоссе, железную дорогу и два порта в Персидском заливе.
Но поставки в СССР начались еще до завершения этих работ. Ситуация была очень напряженная, дорога была каждая минута. Уже в ноябре 1941 года через Иран пошли первые грузовые караваны. Объем поставок стремительно нарастал. Если в ноябре 1941 года было поставлено около 3 000 тонн грузов, то с мая 1942 года поставки составляли 80 000 тонн ежемесячно. А с конца 1943 года - 200 000 тонн в месяц.


Опасные воды Каспия
Логистика (схема поставок) была такая: американцы доставляли грузы на кораблях в порты Персидского залива. Там их выгружали и по железной либо автомобильным дорогам перевозили на берег Каспия. Там их принимали суда советской Каспийской флотилии. Часть грузов (в первую очередь автомобили) шли своим ходом через Иран в советский Азербайджан или Туркмению. Надо отметить, что вплоть до конца 1942 года поставки через Каспий тоже были довольно опасным делом. Каспийское море находилось в радиусе действия немецкой авиации, которая упорно пыталась помешать транспортировкам, бомбя советские корабли. Лишь после Сталинградской битвы (после того, как враг был отброшен от Волги и с территорий Северного Кавказа) каспийский маршрут стал полностью безопасным.

Неизвестный ленд-лиз: «Персидский коридор» Сталина 
Что поставляли?
Поставляли много чего, но из всех этих поставок (мы сейчас говорим только про трансиранский маршрут) лишь два вида продукции имели серьезное стратегическое значение: морское оборудование и автомобили. Через Иран и Каспий для советского военно-морского флота было доставлено свыше 40 000 тонн грузов. В том числе: 3 211 корабельных пулемётов системы «кольт», 1703 автоматических зенитных пушек системы «эрликон», 462 орудия, 200 зенитных автоматов системы «бофорс».
Сами по себе эти цифры ни о чем не говорят. 1703 зенитных пушек «эрликон» - много это или мало? А вот если учесть, что за годы войны советская промышленность произвела в общей сумме 1774 корабельных зениток, то станет ясно: 50% зенитных пушек на советских кораблях были американского производства.
Вторым важным видом продукции «персидского коридора» (Persian Corridor - так называли трансиранский маршрут американцы) были автомобили. Всего в годы войны союзники поставили в СССР 400 000 автомобилей (преимущественно грузовых). Так вот - 184 тысячи из них (почти половина!) поступили по иранскому маршруту.


«Катюши» на «студерах»
Причем с автомобилями вообще интересная история. Чтобы «оптимизировать процесс», американцы просто построили в Иране несколько сборочных автомобильных фабрик! Из США на кораблях привозились детали, а собирались машины уже на территории Ирана. Готовые машины перегонялись по маршрутам: Тегеран-Баку, Тегеран-Ашхабад и Тегеран-Тбилиси.
Поставка автомобилей - в первую очередь знаменитых грузовиков «студебеккер» - была очень важным подспорьем для сражающейся Красной армии. Достаточно, например, сказать, что к концу войны ВСЕ реактивные установки Красной армии (легендарные «катюши») ездили на шасси «студебеккера». Благодаря советскому кинематографу мы привыкли представлять себе «катюшу» на базе грузовика ЗИС-6. В реальности таких «катюш» было выпущено около 600 штук. Все они сгорели в огне сражений 1941-1942 годов. Остальные же 20 000 «катюш», произведенные в 1942-1945 годах, ездили на «студебеккерах».


Хорошо бы «воссоединить» Азербайджан...
Программа ленд-лиза распространялась на Советский Союз вплоть до победы над Японией. 20 сентября 1945 года все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.
После окончания войны союзные силы должны были покинуть территорию Ирана. Одно время Сталин лелеял мысль присоединить часть занятых иранских территорий (так называемый Южный Азербайджан) к СССР. Но, натолкнувшись на жесткое англо-американское дипломатическое сопротивление, оставил эту идею.
Впрочем, это сюжет для отдельного рассказа. А пока скажем только, что в мае 1946 года последние советские солдаты покинули территорию Ирана. Так была перевернута эта малоизвестная страница истории Второй мировой войны...

Новости по теме:
Поиск по сайту:
Тайное и неизведанное, загадки истории
Рейтинг@Mail.ru
© 2013-2017 Все права защищены