название
Сикорский совершил переворот в мировой авиации
17.12.2018 312 0 Jadaha

Сикорский совершил переворот в мировой авиации

Забытые имена
загрузка...

Создатель одного из лучших вертолетов в истории авиации Игорь Сикорский с детства мечтал о блестящей карьере морского офицера. Но, проучившись три года в Морском кадетском корпусе, понял, что небо его влечет больше, чем море.


Небо вместо моря
Надо сказать, что семья Сикорских с авиацией вообще не была связана. Отец Игоря Ивановича Сикорского, Иван Алексеевич, был известным психотерапевтом, профессором Киевского университета, создателем Врачебно-педагогического института для умственноотсталых детей и Института детской психопатологии, действительным статским советником (что соответствовало чину генерал-майора). Дед, хоть и имел польские корни, - киевским священником. Мать, Мария Стефановна (в девичестве - Темрюк-Черкасова), по образованию тоже была медиком. Однако родившийся в мае 1889 года Игорь не стал ни врачом, ни священником. С детства мальчик, бывший в семье пятым ребенком, мечтал о блестящей карьере морского офицера. И поэтому, отучившись немного в 1-й Киевской гимназии, он упросил родителей перевести его в Санкт-Петербургский морской кадетский корпус. Там он учился три года, до тех пор, пока окончательно не понял, что военный флот - не его место. Чем исполнять или командовать, ему больше нравится придумывать и создавать. Он понял, что небо его влечет больше, чем море.
Однако в середине первого десятилетия прошлого века, в кипящей первой революцией России, нормально действующее техническое учебное заведение найти было сложно, поэтому 17-летний Игорь отправился временно получать образование в Париж, в Техническую школу Дювиньо де Лано. И только в 1907 году, когда Родина более-менее успокоилась и остыла, молодой студент вернулся домой и поступил в Киевский политехнический институт.


Вертикальный взлет
Впрочем, тогда ему уже было особенно не до учебы. Сикорскому хотелось построить летающую машину, эра которых только начиналась. Поездив по Франции и Германии, Игорь набирает запчастей, покупает двигатель и из всего этого, добавив собственноручно изготовленные детали, в 1909 году достраивает во дворе киевского отчего дома первый в России вертолет.
Однако его подъемной силы было недостаточно даже для того, чтобы поднять в воздух сам аппарат, без всякого груза, не говоря уж про пилота. Поэтому к весне следующего года Игорь строит следующую модель, значительно более продвинутую. Он уже мог поднять в воздух целых 9 пудов (почти 150 кг). Однако, поскольку сам аппарат весил немногим меньше, максимум, что он мог, - это подняться в воздух, неся на себе пару десятков кило бесполезной нагрузки.
Потерпев крах с аппаратами вертикального взлета, Сикорский перешел на более распространенную и менее технически сложную горизонталь. Уже к началу 1910 года он, вместе со своим сокурсником Былинкиным, строит первый свой самолет БиС-1 («Былинкин и Сикорский»). Однако этот первый самолетный опыт, так же как и первый опыт вертолетный, оказался неудачным. Мощности его хватало лишь на то, чтобы «подпрыгнуть» над летным полем и приземлиться уже через пару десятков метров. Только в июне 1910 года, уже на машине БиС-2, молодым конструкторам-авиаторам удалось наконец по-настоящему подняться в воздух, куда Игорь так стремился вот уже много лет.

Сикорский совершил переворот в мировой авиации 
Самолет-гигант
По-настоящему удачным стал лишь пятый самолет конструктора - С-5, по всем параметрам превосходивший заграничные модели. На нем же он в 1911 году сдал экзамены на лицензию авиатора. Уже тогда газеты назвали его «русским Фарманом». И Игорь постарался оправдать звание. На очередном своем аппарате С-6 он установил мировой рекорд скорости при полете с 2 пассажирами - 111 км/ч, и с 5 пассажирами - 102 км/ч. А в следующие два года, под его руководством на базе Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), в Санкт-Петербурге были построены:
• первый гидросамолет;
• первый российский самолет, проданный за рубеж;
• первый специальный учебный самолет;
• первый серийный самолет;
• первый самолет монококовой конструкции;
• первый пилотажный самолет и так далее.
Но настоящий прорыв произошел в 1913 году, когда конструктор создал первый в мире четырехмоторный суперсамолет. Поначалу воздушного гиганта С-9 назвали на французский манер «Гранд».
Однако уже вскоре самолет перекрестили в более патриотичное имя - «Русский витязь».
Именно с этой машины, назвать которую простым словом «аэроплан» уже рука не поднимается, пошла вся мировая тяжелая авиация: грузовая, пассажирская и военная. В том же 1913 году впервые поднялся в воздух покоривший своими характеристиками весь мир и побивший почти все мировые рекорды «Илья Муромец» - продвинутый вариант «Витязя».


С Францией ничего не вышло
Вплоть до 1917 года Игорь Сикорский создал еще множество моделей самолетов - пассажирских, военных бомбардировщиков, истребителей и разведчиков, грузовых, многие из которых выпускались серийно. Но после того, как опьяненные революцией рабочие фактически остановили работу на РБВЗ, Игорь понял, что на родине перспективы самолетостроения в ближайшем будущем мизерны, а следовательно, ему стоит поискать для этого более подходящее государство. Каким ему на первых порах представилась Франция. К тому времени Игорь Иванович был уже год как женат, мало того, у него уже росла дочка Татьяна. Однако дочери было меньше года и везти ее с собой, да еще через Мурманск - а другого пути не представлялось, - было сложновато. Поэтому жена с ребенком пока остались в Питере, пусть революционном, но родном.
И правильно, потому что с Францией у Сикорского ничего путного не вышло, несмотря на то что его приглашало в страну французское правительство. После окончания войны потребность в постройке больших самолетов в мире резко упала и знания молодого конструктора оказались невостребованными. И не только во Франции, но и во всей Европе. Оставалась единственная надежда на Соединенные Штаты.


Переезд в США
В 1919 году Игорь Сикорский перебрался за океан, где четыре года зарабатывал на жизнь преподаванием математики в вечерней школе. Только в 1923 году, вместе с несколькими единомышленниками, такими же русскими эмигрантами, он создал в Нью-Йорке компанию «Сикорски Аэроинжениринг Корпорейшен». Первым сборочным цехом молодой фирмы стал курятник одного из ее соучредителей, русского военного летчика и героя Первой мировой войны Виктора Утгофа. Именно в нем в 1924 году был собран первый заграничный аппарат Сикорского, один из самых крупных в мире двухмоторных бипланов S-29. Самолет получился довольно удачный, и фирма получила на него несколько довольно выгодных заказов. Укрепившееся материальное положение позволило Игорю перевезти в США двух своих сестер и дочь Татьяну. Жена уезжать из СССР отказалась, и в том же 1924 году Сикорский женился второй раз, на Елизавете Алексеевне Семеновой.
Однако дальше дела компании пошли хуже. Тяжелая авиация тогда не была перспективной отраслью, и Сикорский попытался переключиться на легкие самолеты. Деньги на их постройку собирались всем эмигрантским миром. Даже великий русский композитор Сергей Рахманинов, некоторое время бывший вице-президентом компании, перечислил на ее счет $5000
(по современному счету — около $80 000). Однако рынок легкой авиации в США был уже переполнен, закрепиться в нем было сложно, и в конце 1920-х годов Сикорский решил опять построить нечто грандиозное. Гигант S-35 был предназначен для трансатлантических перелетов, однако первая машина, к радости конкурентов, разбилась при довольно странных обстоятельствах и заказов на нее поступило немного. Помочь выйти из кризиса компании помогла ставшая чрезвычайно популярной двухмоторная десятиместная амфибия S-38, про которую газеты писали, что она «произвела переворот в авиации» и что на ней можно приводниться там, «где раньше бывали только лодки охотников и индейские пироги».


Акции пошли вверх
Почти все четвертое десятилетие XX века Сикорский посвятил строительству амфибий. К тому времени компания влилась в мощную корпорацию «Юнайтед Аэркрафт энд Транспорт», позже переименованную в «Юнайтед Технолоджис», что помогло ей пережить Великую депрессию. Последней удачной амфибией конструктора стала созданная в 1937 году четырехмоторная «летающая лодка» S-44. Но спрос на гидросамолеты был уже не так велик, и конструктор принял стратегически верное решение перевести фирму на совершенно новую продукцию.
Впрочем, для самого Сикорского вертолеты, как мы уже помним, были не таким новым делом. Для своего экспериментального аппарата S-46 он выбрал ту же схему, какая была у его второго, удачного геликоптера - с одним несущим и одним хвостовым рулевым винтом. Во всем мире тогда такая схема считалась бесперспективной, а вертолеты строились исключительно соосные, с двумя вращающимися в противоположных направлениях подъемными винтами.
Впервые новый продукт Сикорского поднялся в воздух 14 сентября 1939 года. А в 1942 году в небо взлетел опытный двухместный S-47, вскоре запущенный в серию. Он же стал единственным вертолетом, принявшем в 1944 году участие в действиях Второй мировой войны, когда три машины конструктора вошли в состав сопровождения британского трансатлантического конвоя. Отныне акции компании Сикорского резко пошли вверх.

Сикорский совершил переворот в мировой авиации 
Мировой авторитет
Успехи следовали один за другим. Признанным мировым вертолетом-спасателем в 1946 году стал S-51, лицензию на производство которого вскоре купила Великобритания. На S-52 вертолетчики впервые выполнили фигуры высшего пилотажа. С покупки лицензии на S-55 началось вертолетостроение во Франции. Настоящим триумфом стало рождение в 1953 году многоцелевого S-56 «Мохаве», по всем параметрам превосходившего все, что на тот момент существовало в деле вертолетостроения. На этой тяжелой машине были поставлены мировые рекорды как по грузоподъемности (14,5 тонн), так и по скорости (209 км/ч).
К 1955 году мировой авторитет Сикорского в вопросах вертолетостроения стал поистине неоспорим. Основное производство было перенесено из Бриджпорта в Стратфорд. А в 1958 году 69-летний Игорь Сикорский вышел на пенсию, оставив за собой место консультанта компании. Его последней работой стал S-58, признанный одним из лучших вертолетов в истории авиации.
Создаваемые в его компании машины продолжали крушить рекорды один за другим. В 1967 году S-61 впервые перелетел через Атлантику, а в 1970-м S-65 покорил Тихий океан.
Высота полетов машин Сикорского превышала 5000 метров. А мысли его забирались значительно выше. Внук священника, он всегда отличался самой искренней и горячей верой в Бога. На его предприятиях, даже в периоды кризисов, всегда работал небольшой православный приход со священником. Один из них, отец Степан Антонюк, впоследствии стал епископом Западной Канады Иоасафом.
Сам же Игорь Сикорский, выйдя на пенсию, с головой погрузился в богословие и написал несколько достаточно солидных и ставших авторитетными трудов: «Невидимая встреча», «Эволюция души», «В поисках высших реальностей», «Небо и Небеса», «Отче Наш, размышления о молитве Господней».
Игорь Иванович любил путешествовать, обожал вулканы, в которых ощущал почти безграничную мощь природы. Иногда он просто садился за руль и уезжал из города куда глаза глядят, подальше от суетной человеческой жизни. Проведя большую часть жизни в эмиграции, он никогда не переставал считать себя русским человеком, всегда гордился своим российским происхождением и чем мог помогал менее успешным эмигрантам.
Хотя советское правительство он так и не признал и всегда утверждал, что вечно оно существовать не может, а поэтому «нам нужно работать, - писал он в эмигрантских газетах, - а главное - учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует».
Умер Игорь Иванович Сикорский в 1972 году. Похоронили его на кладбище Святого Иоанна Крестителя в Стратфорде. За 83 года жизни он был удостоен множества заслуженных наград. Но самой высокой стала надпись на бортах лучших и мощнейших винтокрылых машин - Sikorsky.

Александр Жербин

Что погубило великую летчицу Амелию Эрхарт? Что погубило великую летчицу Амелию
Об Амелии Эрхарт знают далеко не все, в отличие от Соединенных Штатов и Западной Европы, где она остается одной из самых популярных исторических
Слово о побеге Игоревом Слово о побеге Игоревом
Каждый из нас знаком со знаменитым памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Или сам читал, или хотя бы что-то слышал на школьных
Сколько «Атлантид» на дне морском? Сколько «Атлантид» на дне морском?
Огромный таинственный остров или даже материк, ушедший под воду вместе с блестящей могучей цивилизацией атлантов в результате земного катаклизма,
Адмирал Ушаков Адмирал Ушаков
Гениальный флотоводец не проиграл ни одного сражения на море! Император Александр III, прозванный Миротворцем, любил повторять, что у России всего
Операция "Меркурий" Операция "Меркурий"
Захват в мае 1941 года немцами Крита стал единственной в мировой истории стратегической операцией, успешный исход которой был решен
Обреченная муза Обреченная муза
Леся Украинка жила и творила вопреки смертельной болезни! Театр русской драмы в Киеве носит имя украинской писательницы и поэтессы Леси Украинки. И
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Войти через: