название
Гибель адмиралов
07.05.2020 76 0 Jadaha

Гибель адмиралов

Катастрофы

Сегодня в мире происходит много авиационных катастроф. Складывается впечатление, что их гораздо больше, чем раньше. Но это вряд ли. Просто в советское время крупные происшествия держались в тайне, чтобы не сеять панику. Одна из таких катастроф произошла 7 февраля 1981 года на военном аэродроме неподалеку от города Пушкин. В ней погиб почти весь командный состав Тихоокеанского флота: 16 адмиралов и генералов, 11 капитанов первого ранга и главнокомандующий.


Государственная тайна
Зто была не просто авиакатастрофа. В одно мгновение Тихоокеанский флот, если так можно выразиться, оказался обезглавленным. Учитывая, что во время Второй мировой войны погибло 4 адмирала, масштаб трагедии был потрясающим, причем не только для ВМФ, но и для всей советской армии.
Дело было настолько секретным, что вдовы погибших моряков получили официальные документы о смерти мужей только в 1997 году. Понятно, что в СМИ не было опубликовано никакой информации, за исключением скупого некролога в «Красной звезде»: «7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей».
Расследование трагедии маршал Устинов держал под личным контролем. Версий происшедшего было довольно много, даже рассматривалась редкая для СССР версия теракта. Было предположение, что самолет намеренно взорвали, провоцируя войну. На всякий случай Тихоокеанский флот привели в повышенную боевую готовность.


Катастрофа
Ту-104, на борту которого находилась вся верхушка Тихоокеанского флота с главнокомандующим адмиралом Эмилем Спиридоновым, должен был доставить моряков во Владивосток. Высший командный состав всех советских флотов принимал участие в ежегодном сборе при Ленинградской военно-морской академии.
Еще перед взлетом что-то пошло не так: самолет во время разбега по взлетно-посадочной полосе с трудом набирал скорость, поэтому длина разбега составила почти километр. Перед тем как взлететь, он нарушил траекторию движения, его повело вправо, он сошел с полосы, зацепив насыпной вал. После того как машина оторвалась от земли на 50 метров, на огромной скорости ее развернуло под прямым углом и перевернуло через правое крыло. Самолет резко ушел вниз, затем, приняв в воздухе форму креста, так вертикально и рухнул на землю и мгновенно взорвался. В топливных баках находилось 30 тонн керосина. В этой катастрофе не выжил никто: ни пассажиры, ни экипаж. Один из летчиков, Зубарев, был выброшен взрывом через носовой фонарь. Но его состояние было крайне тяжелым, и его не довезли до больницы.
Согласно спискам, на борт должны были подняться 52 человека, но двоим из них удалось избежать трагической участи. Вице-адмирал Геннадий Хватов и начальник штаба Тихоокеанского флота Рудольф Голосов в последний момент изменили свои планы, решив возвратиться домой другими рейсами. Почему Хватов не полетел вместе со всеми, неизвестно, а Голосов захотел навестить дочь.
Во время расследования трагедии выяснилось, что причиной была халатность экипажа, взявшего на борт слишком много груза, неправильное его и пассажиров распределение в салоне. Центр тяжести самолета сместился, и машина стала неуправляемой. Кое-кто из свидетелей катастрофы говорил, что еще при взлете заметил неправильный выпуск закрылков. Но впоследствии это не подтвердилось.

Гибель адмиралов
Перегруз
Входе следствия выяснилось, что перед вылетом на борт взяли большое количество тяжелых рулонов бумаги. Кроме того, участники сборов везли несколько сотен килограммов разных документов и карт в массивных сейфах. А еще, предвкушая скорые весенние праздники, каждый из пассажиров хотел привезти домой дефицитные товары из Ленинграда. Причем это были не какие-нибудь мелочи, а бытовая техника и мебель. Сколько это все весило, страшно представить.
Виктор Сокерин, бывший командующий Балтийским флотом, произвел приблизительные расчеты загруженности самолета. Вес 52 пассажиров он посчитал как 5 200 кг. Самолет этой модели мог взять на борт груз 9 000 кг. Значит, багаж должен был весить не более 3 800 кг. Но в тот день в лайнер загрузили около 10 тонн груза. Судя по траектории самолета перед взрывом, основная часть груза находилась в хвосте, да и весь багаж был не закреплен, поэтому экипаж и не мог справиться с управлением.
Ко всему прочему, по неподтвержденным данным {теперь правды никто не узнает), командующий флотом хотел лететь один, в салоне в передней части самолета, поэтому человек десять переместили в хвост.
Почему летчики пошли на риск? Это объясняется просто: кто же будет спорить с высокопоставленными пассажирами? Сокерин уверен, что, в лучшем случае, откажись пилоты загружать лишний груз, их бы отправили на пенсию, причем сразу. По его мнению, если бы добавили еще немного груза, катастрофы бы не произошло, так как самолет попросту бы не взлетел, а «сел на хвост» еще до момента начала движения.


Глазами очевидца
Чудом избежавший участи своих товарищей, вице-адмирал Голосов написал книгу «Продуть балласт», посвященную этой чудовищной катастрофе. В ней он цитирует последние слова экипажа, зафиксированные на пленку самописца. Крик штурмана: «Куда, куда, куда?!» и срывающийся в крике голос диспетчера: «Равняйте крен! Конец!»
Голосов писал, что после самолета с руководством Тихоокеанским флотом должен был взлететь самолет с руководством Балтийского флота. Катастрофа происходила на глазах балтийцев, на расстоянии 1,5 км от взлетной полосы. Они бросились на помощь, но жар от огня в течение часа не позволял
подойти к горящей машине: «Оранжевое пламя с траурной каймой черного дыма пожирало останки людей. Живыми оставались только апельсины, раскатившиеся от места пожарища, оранжевые, как осколки пламени». Горящий керосин струями бил по земле, унося кувыркающиеся обломки лайнера далеко от катастрофы.
Еще один свидетель трагедии, не назвавший свою фамилию, рассказывал журналистам,' что он в то время работал заместителем командира учебного взвода в Пушкине. Во второй половине дня взвод был поднят по тревоге. Военнослужащим сообщили, что на аэродроме, то есть за 3 км от части, горит самолет. Прибыв на аэродром, солдаты получили приказ прочесать по периметру место падения и собирать все, что
найдут (документы и другие бумаги). Но внутрь самолета лезть было запрещено. Этот свидетель видел, как выносили тела погибших, видел разбросанные куски фюзеляжа. Обо всем этом он рассказал только недавно.
Кроме экипажа ТУ-104 виновным в трагедии назначили полковника Яковлева, командира Дальневосточной авиационной дивизии, которой принадлежал злополучный самолет. Возможно, то, что он находился в момент катастрофы за десятки тысяч километров, спасло его от тюрьмы. Яковлева только сняли с должности.

Галина Брянская

Самый страшный день в истории московского метро Самый страшный день в истории
За долгие годы своей работы метрополитен Москвы стал «свидетелем» многих жертв, трагедий и несчастных случаев. Но самым страшным днём в истории
Пакет особой важности: миссия выполнима Пакет особой важности: миссия выполнима
По данным военных историков, в годы холодной войны советские спецслужбы при необходимости оперативно получали практически любую интересовавшую их
Тайна гибели "Курска" Тайна гибели "Курска"
Пятнадцать лет назад атомная подводная лодка К-141 «Курск» потерпела аварию в Баренцевом море. Вместе с ракетоносным крейсером погибли все 118
Как америку отправили на дно Как америку отправили на дно
Нападение на Пёрл-Харбор спровоцировала удачная атака британцев на итальянские линкоры. В конце 1941 года весь мир был уверен: войны Японии с США не
Линкор "Архангельск" Линкор "Архангельск"
Есть корабли, которые за весь период нахождения в боевом составе флота не участвовали в морских сражениях, не бомбордировали побережья, но одним
Трофейщики Трофейщики
«Трофейщики» - так на полушутливом сленге называют разведчиков, которые специализируются на добывании даже не образцов вооружения, а их, пусть и
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Войти через: