название
Вечный патруль
04.01.2020 106 0 Jadaha

Вечный патруль

Катастрофы

По традициям американского флота - корабли и подлодки, «потерянные в море», не списываются со службы, а переводятся в символический «Вечный патруль». История холодной войны полна мрачных тайн и секретов. Геополитические противники демонстрировали достижения и прятали неудачи. Порой тайну хранить приходилось от своего же народа. Так. материалы о гибели американской АПЛ «Трешер» засекречены до сих пор.


Предельная глубина
10 апреля 1963 года в глубинах Атлантики затонула новейшая американская атомная подводная лодка USS «Трешер». Эта трагедия стала крупнейшей по числу жертв подводной катастрофой: погибли 129 человек, в том числе 17 гражданских специалистов.
После ремонта в Портсмутской верфи субмарину испытывали на максимально допустимой глубине 360 метров. О произошедшем под толщей воды мы никогда не узнаем, единственной подсказкой остался бортовой журнал корабля «Скайларк», сопровождавшего «Трешер».
Испытания начались в 06:23: лодка всплыла на перископную глубину, фиксируя положение. В 07:54 приняли сообщение: «Все в порядке, погружаемся». В 09:02, достигнув максимальной глубины, субмарина рапортовала: «Движемся по заданному курсу». Однако в 09:10 лодка не вышла на связь. В 09:12 стало известно, что возникли проблемы: имеется дифферент на корму, и экипаж пытается продуть цистерны главного балласта (дифферент - это угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения, разница осадок кормы и носа судна). Сообщение прервалось свистом сжатого воздуха. Связь оборвалась, и только в 09:17 из динамика донеслось едва различимое: «...предельная глубина...» - и грохот сминаемых переборок. Больше лодка на связь не выходила.
Свободные от вахты члены корабля сопровождения бросились к бортам, всматриваясь в гладь океана с надеждой увидеть силуэт субмарины. В воду бросили гранату, тем самым давая команду всплыть немедленно, - безрезультатно. В радиоэфир понеслись призывы о помощи: «Тревога! Тревога! Сабсанк! (принятое на американском флоте сокращение от слов Submarine haslsunk - «подводная лодка затонула»)». Флот немедленно приступил к поисково-спасательной операции, но к утру 11 апреля стало ясно: лодка затонула, экипаж погиб.
Поиск субмарины и установление причин аварии стали делом чести для американского флота. Поисковая операция продолжалась до ноября. Для этого использовали самое совершенное оборудование, в том числе и батискаф «Триест», на котором в январе 1960 года был установлен абсолютный рекорд погружения на дно Марианской впадины на глубину 10 919 метров. В ходе поисков обнаружились останки субмарины - груды искореженного металла. Выяснилось, что «Трешер» распался на шесть частей. При этом атомный реактор найти не удалось - считается, что при падении лодки на дно он мог «зарыться» в грунт на десятки метров.


Вражеский след
Комиссию по расследованию гибели «Трешера» под руководством вице-адмирала Бернарда Остина создали уже 11 апреля. Она должна была установить причины аварии субмарины и гибели экипажа. С первых дней появилось несколько рабочих версий. Ходили упорные слухи, что к гибели подводной лодки приложил руку Советский Союз: холодная война давала о себе знать, хотя СССР никак не мог в этом участвовать, так как по заявленным характеристикам USS «Трешер» была на тот момент самой совершенной субмариной. способной засекать противника на больших расстояниях.
Слухи слухами, а комиссии надо было узнать, что произошло под водой. Рабочих версий было несколько: подлодка из-за ошибки экипажа проскочила предельную глубину погружения; заглох атомный реактор, и лодка, утратив управляемость, пошла ко дну; из-за конструкционных просчетов неправильно определили предельную глубину погружения; из-за нарушения герметичности внутрь корпуса стала поступать вода, приведшая к гибели субмарины.
Увы, комиссия так и не смогла точно определить причину аварии. Заключение гласило: «Результаты работы комиссии не дают ясного понимания, что на самом деле произошло с подводной лодкой». Но ее работа не стала напрасной; в ходе расследования вскрылось огромное количество фактов халатности, коррупции и откровенного саботажа.


Неприятные открытия
Комиссии удалось разузнать, что на спущенном на воду 9 апреля 1960 года «Трешере» уже за первый год эксплуатации обнаружили 875 дефектов, 130 из которых были связаны с конструкторскими особенностями, а 5 оказались катастрофически опасными. Выяснилось, что работы проводились без соответствующей подготовки специалистов; для удешевления и получения «благодарностей» привлекалось большое количество частных субподрядчиков, при этом должного контроля за ними не было. Часть работ велись по устаревшим технологиям. Так, вместо принятой к тому времени сварки трубопроводов применяли пайку, но даже при этом четверть швов были с дефектами (это показали контрольные тесты). Не все работы отражались в чертежах, что приводило к абсурдным ситуациям: во время учений подводники так и не смогли обнаружить запорные клапаны, которые для удобства работ перенесли в другое место... Руководство верфи желало сдать «Трешер» в оговоренный контрактом срок, а потому на дефекты просто закрывали глаза. Но к трагедии привели не только «косяки-судостроителей.

Вечный патруль 
SOS!
По стечению обстоятельств «Трешер» выходил в свой последний походе новым капитаном - им стал 35-летний капитан-лейтенант Джон Гарвей. Он был молодым, но опытным подводником, хоть никогда и не ходил на атомных подлодках. До похода он провел на «Тре-шере» всего 2,5 месяца, но ему хватило времени понять, что лодка не готова к выходу в море. Гарвей неоднократно обращался к руководству, стучался, можно сказать, во все двери, пытаясь отложить выход, но ретивого капитан-лейтенанта «заткнули«, пригрозив списать на берег. Сдаваться он не собирался, а потому написал письмо вице-адмиралу У. Смедбергу. Джон Гарвей подробно изложил увиденные недостатки, поделился опасениями и попросил содействовать если не в отмене испытаний, то хотя бы в отсрочке. По иронии судьбы вице-адмирал получил письмо, когда «Трешер» уже был в море и на всех парах шел к последнему погружению. Часть того письма до сих пор засекречена.
Были претензии и к качеству обучения подводников. По свидетельству троих оставшихся на берегу членов экипажа, из-за сжатых сроков подготовки АПЛ к выходу тренировки на слаженность экипажа почти не проводились. За время ремонта провели всего два учения, направленных на отработку взаимодействия: результаты были удручающими. Рассказали моряки и о вопиющих фактах, когда подводников отправляли в помощь специалистам и инженерам верфи. Получалось, что часть работ выполнялась руками тех, кто не имел представления, что он делает.


Горький урок
Американцы - прагматики: из трагедии и последующих спасательных работ они сделали нужные выводы и в корне изменили подход к выживаемости подводных лодок и экипажей. Понимая ценность человеческих жизней, уже через две недели после гибели «Трешера» при министерстве обороны создали научно-исследовательскую группу, задачей которой было проанализировать все аварии на подводных лодках и разработать меры и рекомендации по спасению субмарин и экипажей. В результате приняли долгосрочную программу развития глубоководных и поисковых спасательных средств. Случай с «Трешером» подвигнул правительство США в 1966 году принять закон об освоении и развитии глубоководной техники: изучение океана поставили в один ряд с освоением космоса.


Подводный гроб
Не обошлась трагедия, как это бывает в подобных случаях, и без тревожных предчувствий. Помощник капитана Д. Д. Кейсекер, ветеран Второй мировой, опытный подводник, понимал: лодка не готова к серьезным испытаниям. Как истинный вояка. он не лез к начальству с жалобами и письменными заявлениями, но делился тревогой с женой: - Я в ужасе от этой подводной лодки. Она не готова выходить в море«. В разговорах с близкими он называл ее гробом. Будучи еще на берегу, Кейсекер отправил жене письмо, где писал: «Я чувствую - это будет наш последний поход. До конца недели ты станешь богатой вдовой». Эти слова и предупреждения не привлекли внимания: все списывалось на мрачный характер старого моряка.

Дмитрий Дьяконов

Тайны погибших подлодок Тайны погибших подлодок
Они исчезают внезапно, унося в глубины морей и океанов свои обреченные экипажи, не успевшие даже подать сигнал бедствия. Пропавшие субмарины порой
Правда о гибели "Курска" Правда о гибели "Курска"
25 июля 2005 г. канадский телеканал "History Television” показал 70-минутный французский фильм "Курск: подлодка в бушующих водах” ("Kursk, a
Кто «квакает» на подводные лодки?! Кто «квакает» на подводные лодки?!
Глубины Мирового океана хранят немало тайн, одна из них — это квакеры,- загадочные существа, преследующие подводные лодки и издающие акустические
Тайна гибели "Курска" Тайна гибели "Курска"
Пятнадцать лет назад атомная подводная лодка К-141 «Курск» потерпела аварию в Баренцевом море. Вместе с ракетоносным крейсером погибли все 118
Тайны глубин - неопознанные подводные объекты Тайны глубин - неопознанные подводные
Мысль о возможности существования подводных цивилизаций долгое время владела умами писателей-фантастов. Нетрудно догадаться почему. Так как дно
Подводная «Альфа» проекта 705 Подводная «Альфа» проекта 705
Прошло более 15 лет, с тех пор как последняя из лодок проекта 705 была исключена из состава российского ВМФ, а в кругах военных моряков и
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Войти через: