название
Гибель «Памира»
07.02.2019 316 0 Jadaha

Гибель «Памира»

Катастрофы
загрузка...

Сложно представить, но пароходы вытеснили парусные суда совсем недавно - еще и 100 лет не прошло. Коммерческие парусники сходили с верфей до середины XX века. За скорость их называли винджаммерами, то есть «выжимателями ветра». К таковым относились и корабли так называемой «линии П», «летающие П», прозванные так из-за того, что их имена начинались на П: «Пассат», «Пекин», «Падуя» и т. д. Пятым в «серии П» стал четырехмачтовый барк «Памир», построенный в Германии.


Два в одном
Когда-то все «летающие П» принадлежали финскому судовладельцу Эриксону, но после его кончины 8 1947 году наследники предпочли распродать парусники с молотка. Корабли разбрелись по портам европейских стран и большей частью оставались на приколе. В 1950 году в порт Антверпена заглянул немецкий судовладелец Шли вен. И ему на глаза попались стоящие в дальнем углу гавани пять крупных парусников. Шливен выкупил два из них - «Пассат» и «Памир«. После продлившегося год ремонта оба корабля были готовы поднять паруса и выйти на морские просторы. Первым их предназначением было обучение курсантов морских училищ. Однако практичные немцы решили не гонять парусники порожняком, а поставить их на самые дальние линии - для перевозки зерна из Аргентины и Австралии. Таким образом, суда выступали одновременно в качестве и учебных, и грузовых. Вскоре «Памир» и «Пассат» бороздили воды Мирового океана. Грузовые и пассажирские суда, едва завидев их высокие мачты с огромными парусами, всегда салютовали им протяжными гудками.


Крепкий старик
Красавец «Памир», несмотря на солидный возраст, был мощным и надежным кораблем. Его стальной корпус имел длину 115 м при ширине 14 м и осадке около 7 м. Полное водоизмещение составляло 5 800 т. Четыре стальные 50-метровые мачты несли 30 гигантских парусов. При хорошем ветре «Памир» мог уверенно идти со скоростью до 17 узлов, в то время как имеющийся у корабля на случай штиля вспомогательный двигатель не обеспечивал скорость более 10 узлов. Штатный экипаж парусника состоял из 86 моряков, помимо которых в плавание выходили еще 50-60 курсантов. Командование «Памиром» принял опытный 61-летний капитан Йоханес Дибич, убежденный сторонник парусного флота. Правда, последнее свое большое плавание под парусами он совершил в 1932 году.


Последний рейс
В конце августа 1957 года «Памир» вышел из Буэнос-Айреса с грузом ячменя на борту. В этом рейсе морскую практику на нем проходили 52 курсанта. Для большинства из этих 18-летних гардемаринов серьезное и дальнее плавание было первым.
20 сентября «Памир» передал в эфир свои координаты: парусник шел намеченным курсом в направлении Азорских островов. Именно в этот день метеослужбы передали для всех находящихся в Атлантике судов штормовое предупреждение: неподалеку от островов Зеленого Мыса зарождался мощный циклон, зарегистрированный под именем «Кэрри». Всем судам, которые могли оказаться вблизи него, рекомендовалось немедленно изменить курс и покинуть опасную зону. «Памир» же, в соответствии с проложенным капитаном курсом, направлялся в самый эпицентр набирающего силу урагана. Поначалу это обстоятельство не особенно беспокоило судовладельца и грузополучателя: они полагались на прочность барка, а также были уверены, что его опытнейший капитан, получив штормовое предупреждение, не станет рисковать. а сразу же изменит курс и обойдет грозный циклон. А пока метеослужбы Майами и Пуэрто-Рико непрестанно посылали в эфир одно за другим сообщения о сокрушительной силе «Кэрри», который надвигался со скоростью 140 км/ч, «Памир» отделяло от его эпицентра не более 500 миль...

Гибель «Памира» 
Упрямый старик
Но капитан Дибич, проигнорировав полученные предостережения. как и мнения своих офицеров, включая старшего помощника, не изменил курс парусника: «Памир» упорно шел в самое пекло урагана, скорость ветра в котором уже достигла 240 км/ч. Упрямство, с которым старый капитан продолжал держать неизменным курс, казалось необъяснимым. Пока корабль сохранял устойчивость, курсанты считали, что они переживают самое интересное приключение в жизни. В силу неопытности они просто не осознавали, что над ними нависла смертельная опасность. А крепнувший ветер все сильнеє раздувал паруса, все сложнее становилось удерживаться на кренящейся палубе. Только теперь Дибич отдал распоряжение всем подняться наверх и надеть спасательные жилеты. По приказу капитана команда пыталась частично убрать паруса, но было поздно - оставалось только рубить удерживающий их такелаж. Утратив мгновенно унесенные ветром паруса, корабль стал игрушкой урагана.
А в грузовом трюме тем временем назревала катастрофа. В условиях все нарастающего крена зерно начало смещаться к одному борту, еще сильнее наклоняя корабль. И скоро вся масса зерна навалилась на один борт. Это стало последней каплей: корабль лег на борт. Практически все спасательные шлюпки уже были сорваны и унесены ураганом.
Утром 22 сентября дежурный оператор на немецкой береговой радиостанции принял сигнал SОS, повторившийся несколько раз подряд. Сигнал бедствия, передаваемый «Памиром», приняли на сухогрузе «Пеннтрейдер», но, увы, он находился примерно в 11 часах хода от «Памира». Было совершенно ясно, что паруснику столько не продержаться. Еще несколько отозвавшихся судов находились также далеко от места катастрофы, ведь все они. в отличие от «Памира», своевременно удалились из опасной зоны. Прошло несколько минут, и парусник перевернулся вверх килем. Его мачты ушли глубоко под воду, чтобы уже никогда более не красоваться над поверхностью океана. Еще мгновение - и корабль ушел на дно, унося с собой почти весь экипаж, включая и своего упрямого капитана, и пытавшегося переубедить его старпома.
Выжили лишь 6 курсантов, которых более чем через сутки нашли и едва живыми подняли на борт моряки американского судна «Саксон».
К месту катастрофы подошли также сухогруз «Президент Тейлор» и канадский эсминец «Крусейдер». Немецких судов поблизости не было...


Не может быть!
В Германии за поиском «Памира» следили по радио. Во всех церквях шли молебны во спасение моряков. Надежда еще оставалась в душах людей. Капитан фон Люкнер, старый морской волк, в свое время тоже командовавший парусным судном, заявлял, что он, хорошо знакомый с «Памиром», решительно отказывается верить в гибель корабля. Такое же мнение высказал и другой не менее известный знаток морского дела англичанин Алан Вильерс.
Подобные оптимистические заявления, конечно, утешали родных и близких моряков, но не более того. Когда ураган ослабел, в поисках жертв катастрофы участвовали уже десятки судов и кораблей. Позже к ним присоединились спасательные самолеты американских и португальских ВМС, которые кружили на бреющем полете над волнами в надежде хоть что-то обнаружить. Но все их усилия были тщетны. Всего же в этой самой крупной в истории мореплавания спасательной операции приняли участие 78 судов из 13 стран.
По официальной версии, бедствие вызвало неправильное размещение сыпучего груза в трюмах. Но многие полагали, что истинной причиной катастрофы »Памира» стали необъяснимое упрямство и самонадеянность его капитана.

Летающие корабли древности Летающие корабли древности
В сказках и мифах часто можно встретить упоминания диковинных летательных устройств. Железные птицы из эскимосских преданий, ковер-самолет из
Владыки двух стихий Владыки двух стихий
«Когда в Вашингтоне произносят слово «кризис», то первым у всех на устах возникает вопрос: «где наш ближайший авианосец?» - эту фразу приписывают
Корабли-призраки XXI века Корабли-призраки XXI века
Многим кажется, что в век космической связи появление в океанах новых «летучих голландцев» попросту невозможно. И сами корабли-призраки чаще всего
Подводная «Альфа» проекта 705 Подводная «Альфа» проекта 705
Прошло более 15 лет, с тех пор как последняя из лодок проекта 705 была исключена из состава российского ВМФ, а в кругах военных моряков и
Загадка гибели трофейного корабля Загадка гибели трофейного корабля
После окончания Второй мировой войны СССР поставил «на повестку дня» создание мощного надводного флота. Подпитать собственные силы можно было путем
Первые "Летающие диски" Первые "Летающие диски"
Первый зарегистрированный случай наблюдения так называемых неопознанных летающих объектов произошел 24 июня 1947 года. В этот день американский
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Войти через: