название
За секунды до гибели
29.11.2018 70 0 Jadaha

За секунды до гибели

Катастрофы

Оба эти эпизода из жизни авиапассажиров и летных экипажей случились в последнем месяце лета. Один из них - редчайший и счастливейший - произошел 21 августа 1963 года. Тогда на Ленинград падал пассажирский авиалайнер Ту-124 с 45 пассажирами на борту и экипажем из 6 человек.
До другого - трагического - оставалось прожить еще ровно 43 года...


Иду на грозу


Превосходным летним днем 22 августа 2006 года из питерского аэропорта поднялся в небо самолет Ту-154 с бортовым номером 85185. Он совершал рейс в Анапу с очередной группой отдыхающих. В пилотской кабине находился один из лучших экипажей компании «Пулковские авиалинии» под командованием летчика 1-го класса Ивана Корогодина (его общий летный стаж превышал 12 000 часов). Спустя 2 часа 32 минуты (точно по расписанию) борт благополучно приземлился в анапском аэропорту Витязево. Короткий отдых, проверка наземными службами технического состояния самолета - и снова в путь, со 160 пассажирами, отдохнувшими на детском курорте Анапа. В числе возвращавшихся было 46 детей в возрасте до 12 лет. От момента взлета лайнера и до его гибели оставалось 38,5 минуты.
Как же проходил полет? Погода в тот день в районе Ростова-на-Дону и Донецка была неблагоприятной. В этих местах бушевали обычные для этого времени грозы. Питерский самолет 85185 не дозаправляли, поскольку в этом не было необходимости. В баках лайнера оставалось еще 18 тонн керосина. Этого количества хватало для того, чтобы благополучно завершить рейс 612. Оставалось еще 4-5 тонн на случай непредвиденного ухода самолета на запасной аэродром или обхода грозы. В районе Ростова-на-Дону штурман Игорь Левченко успешно совершил обход первого на пути грозового фронта и двинулся дальше. Но при подходе к Донецку КВС Корогодин принимает решение не обойти второй грозовой очаг по фронту, а пройти над ним, используя всю мощь турбин своего лайнера. Для летчиков это обычная работа. Экипажу важно лишь знать, насколько высоко простираются вверх тучи, таящие в себе опасность. И если верхняя граница облаков позволяет пилотам пройти над ними с запасом высоты минимум 500 метров, то это выполняется. Такой запас необходим, ибо в кучево-дождевых облаках грозового типа нередки сильные воздушные течения, способные даже самую мощную машину за секунды швырнуть вверх или вниз на многие сотни метров! Корогодину было известно, что верхняя граница туч могла достигать 12 000 метров. Это как раз тот потолок, на который был в состоянии подняться его авиалайнер. Не знал он лишь одного: сколь быстро идет развитие грозы, вероятно одной из самых мощных, что там происходили. Конечно, ему бы следовало себя подстраховать, возвратившись назад в Анапу. Но он решил пробиваться вперед.


Худшая из бед


Между тем рост грозовых туч вверх превышая скороподъемность борта 85185. Несмотря на все попытки преодолеть грозу, достичь цели не удалось. Ту-154 вошел в бушующий грозовой очаг. Вокруг самолета сверкали молнии, гремели громовые раскаты, лил дождь с градом. Лайнер швыряло из стороны в сторону. Перегрузки росли, и в какой-то момент мощнейший восходящий поток воздуха за 5 секунд поднял лайнер с 12 000 до 12 994 метров! Произошел, как говорят в авиации, аэродинамический подхват. При этом самолет принял полувертикальное положение с одновременной потерей скорости почти до нуля. Турбины самолета остановились, так как в камеры сгорания не поступало необходимого количества воздуха. Самолет, весящий десятки тонн, утратил подъемную силу из-за потери горизонтальной скорости - худшей из бед, как считают сами авиаторы. Но самое ужасное заключается в том, что самолет начал падать вниз, вращаясь вокруг собственного хвоста. Это так называемый штопор. Вывести из него пассажирский самолет, как правило, не удается. Ту-154 падал 2 минуты 35 секунд с высоты почти 13 000 метров, подавая сигналы бедствия. Но помочь ему было невозможно. В 15:38 лайнер плашмя врезался в землю неподалеку от села Константиново. Все 160 пассажиров и 10 членов команды погибли. Следственная комиссия признала виновным в гибели людей экипаж, допустивший срыв лайнера в штопор.


Проблема с шасси


А теперь возвратимся на 43 года назад, когда в условиях не менее экстремальных летчики сумели спасти жизни пассажиров и свои собственные.
Самолет Ту-124 с бортовым номером 45021 и 45 пассажирами выполнял обычный рейс по маршруту Таллин - Москва. Командиром воздушного судна являлся Виктор Яковлевич Мостовой - 30-летний москвич с 10-летним стажем работы линейного пилота в 200-м московском авиаотряде. Его вторым пилотом был тоже опытный летчик - Василий Чеченев. Во время взлета в таллинском аэропорту Юлемисте аварийная сигнализация известила экипаж о неисправности носового шасси. Оно не до конца вошло в гондолу носового отсека. При таком положении лайнер неминуемо бы опрокинулся при посадке из-за высокой скорости (около 300 км/ч) при подлете к полосе. Наземные службы приняли решение сажать неисправный самолет на аварийную полосу в Ленинграде. Почему не в Москве? В столице воздушное пространство слишком загружено улетающими и прилетающими лайнерами. Это вынудило бы многие самолеты находиться в зоне ожидания. Кроме того, было неизвестно, чем завершится посадка. Не исключалась и катастрофа с гибелью десятков людей. Широкая огласка таких происшествий в советские годы не приветствовалась.

За секунды до гибели 
500 метров


Борту 45021 было приказано лететь к Северной столице, пытаясь устранить неисправность и одновременно вырабатывать горючее, дабы при посадке на аварийную полосу избежать взрыва при образовании искр от трения фюзеляжа о травяной покров. Во время полета бортмеханик Виктор Смирнов пытался починить переднее шасси. Для этой цели он использовал металлическую стойку из гардероба. Ею он методично ударял по стойке переднего колеса, просовывая ее через разбитое смотровое стекло. Лайнеру разрешили Лететь на высоте 500 метров, чтобы избежать декомпрессии, неминуемо возникшей бы на большой высоте при попадании в самолет разреженного воздуха.
Пока Смирнов занимался устранением поломки, бортпроводница Александра Александрова отвлекала внимание пассажиров разговорами. Дело в том, что с малой высоты отличить Москву от Ленинграда легко. У излишне любознательных пассажиров мог появиться вопрос: как это мы тут оказались? Могла и паника возникнуть при выявлении правды. Но этого, к счастью, не случилось, хотя одна из пассажирок, Вера Лазуркина, заприметила не только хорошо знакомый ей город, но и машины скорой помощи, а также пожарные автомобили, которые сгрудились в ленинградском аэропорту. На заданный Александровой вопрос, что происходит, бортпроводница честно сказала ей о небольшой неисправности и добавила, что все будет хорошо.


14 секунд


Но одна неприятность повлекла за собой другие. Когда Ту-124, огибая Ленинград по дуге, завершал восьмой круг, неожиданно остановилась левая турбина. Для экипажа это стало неожиданностью, ибо указатель наличия топлива показывал, что оно еще осталось. «Отказ левой турбины», - сообщил по радио Мостовой. «Спрямляйте курс», - тотчас позволили ему. Это означало, что самолету разрешили сойти с круга и идти над городом на посадку. Но когда лайнер находился над историческим центром Ленинграда, остановилась и вторая турбина. Топливомеры не были рассчитаны на малые количества керосина, и летчики оказались перед фактом их неспособности поддерживать воздушное судно. Самолет тотчас отреагировал на это крутым снижением. И Виктор Мостовой, и Василий Чеченев понимали, что судьба дарует им на спасение считанные секунды. Идею посадки тотчас подсказал Мостовому второй пилот, в прошлом военный, имевший опыт посадки гидросамолетов на воды рек и морей. Но ведь то были специально построенные для таких целей воздушные суда... «Идем на Неву! Только она может нас спасти», - крикнул Василий, когда городские кварталы и памятники зодчества замелькали под крыльями падающего лайнера.
В эти оставшиеся мгновения Мостовой успел позаботиться о пассажирах. Он приказал штурману Цареву и бортмеханику Смирнову срочно покинуть кабину и разблокировать заднюю дверь. При ударе о воду ее бы наверняка заклинило. И как тогда покидать тонущий самолет?!
В оставшиеся 14 секунд пилотам удалось развернуть самолет к Неве и благополучно посадить его между нынешним мостом Александра Невского и железнодорожным Финляндским - всего в 2 километрах от Александро-Невской лавры.
К счастью, для всех, кто находился в самолете, в это время не было большого числа судов на Неве. Лишь один маленький буксир, тянувший плоты. В этот кораблик лайнер едва не врезался, но в последнее мгновение оба пилота все же сумели приподнять их падающий самолет над буксиром. «Сразу за нашим плотом упал самолет», - скажет позже капитан буксира Юрий Поршин. Именно он и оказал помощь лайнеру, благополучно севшему на реку.
Летчики, зацепив за штурвалы буксировочный трос, поданный Юрием, попросили его побыстрей отвезти самолет к берегу. Никто из пассажиров не пострадал. Все они высадились на правый берег Невы, пройдя последние метры по плотам.

Юрий Туйск

Плавучий дворец Плавучий дворец
 Возможно, что у кораблей, как и у людей, есть своя судьба. Во всяком случае складывается впечатление, что трагедия, постигнувшая пароход «Адмирал
Обреченный полет Обреченный полет
Самолет Москва - Одесса развалился в воздухе! 17 марта 1979 года в аэропорту Внуково разбился самолет, летевший рейсом Москва - Одесса. На борту
По вине военных По вине военных
17 июля 2014 года в Донецкой области Украины разбился «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines. Все 283 пассажира и 15 членов экипажа погибли.
Самолет МиГ-23, оставшийся без управления, долетел до середины Европы Самолет МиГ-23, оставшийся без
Этот трагический полет начался в 11 часов 20 минут 4 июля 1989 года. В тот день с аэродрома, принадлежавшего Северной группе советских войск, ушел в
Десятая версия гибели Гагарина и Серегина Десятая версия гибели Гагарина и
В марте 2014 года исполнится 46 лет со дня гибели первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. До сих пор не утихают споры о причинах той
Необъяснимые авиакатастрофы Необъяснимые авиакатастрофы
В авиации, к сожалению, далеко не все зависит от опыта экипажа и исправности лайнера. Но нередко, когда определить реальную причину авиакатастрофы не
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Войти через: