up
» » Атака на «модные измы»
Интересное
Jadaha от 24-05-2017, 13:32
Атака на «модные измы»
Вернуться на главную
543 просмотров
0 комментариев
Атака на «модные измы»В СССР жестко критиковали искусство авангарда, особенно его крайние проявления. Ультрасовременные направления в искусстве XX века в советской печати язвительно называли «модные измы». Особенно активно их ругали на рубеже 1950-1960-х годов. Но непонятные «измы» и их создатели получали вилы в бок и в зарубежных странах, хотя там критика была мягкой. Чем же вызывали на себя гнев общественности живописцы-новаторы?

Художники и медные каски

Известно, что французские художники-академисты XIX века очень любили Древний Рим. На картинах из античной жизни часто появлялись воины в римских шлемах, и в середине XIX века кому-то из критиков показалось, что шлемы очень напоминают... пожарные каски. Многие богатые художники держали римские древности в своих мастерских и не ожидали, что за это их когда-нибудь будут осуждать. Ну что плохого в коллекционировании древностей?
Но началась волна высмеивания мастеров исторического жанра. Их стали дразнить пожарными (по-французски - «помпье»). Так возникло слово «помпьеризм», которое применяли к самым крупным мастерам исторического жанра, таким как Леон Бонна или Жан Батист Эдуард Детайль. Постепенно термин прижился, и так стали называть всех представителей салонной живописи, даже тех, кто не интересовался военной историей. В России ближе всех к помпьеризму был Генрих Семирадский, придававший большое значение бытовым предметам и умевший размещать их в живописном беспорядке.
Слово «помпьеризм» было ругательным, хотя в XX веке стало полноправным искусствоведческим понятием. Ведь живописцы многому научились у истории.

Абстрактное искусство

В начале 1960-х годов в СССР начался настоящий крестовый поход против абстрактного искусства. После того как в 1962 году Никита Хрущев устроил разнос художникам в Манеже, во многих газетах стали появляться карикатуры на бородатых пижонов в джинсах, с самодовольным видом стоящих в выставочном зале рядом со своими холстами (в действительности абстрактную живопись выставлять не разрешалось).
Считалось, что это яркое проявление буржуазной ограниченности, крайнего индивидуализма. И ничего, кроме осуждения, оно не достойно. Чиновники от искусства очень не хотели, чтобы в СССР расплодились абстракционисты. И уж совсем горько им было слышать, что среди основателей абстрактного искусства числится Василий Кандинский.
Кандинский действительно был абстракционистом номер один. Он родился в 1866 году в Москве и происходил из старинного купеческого рода. Несмотря на юридическое образование, Кандинский никогда не работал по специальности. Его привлекало изобразительное искусство. В 1895 году художник посетил выставку французских импрессионистов и понял, что живопись становится его страстью. Кандинский стал изображать отвлеченные сюжеты, не связанные с окружающим бытом.
Это направление оказалось стойким к критике. В США с конца 1920-х годов покупали абстрактные картины, а в середине XX века в каждой европейской стране (включая социалистические) была своя национальная школа абстрактной живописи.

Прицельный огонь по холстам

Что получится, если художник будет стрелять по холсту? Останутся пулевые отверстия, если холст вообще уцелеет. Ну а если стреляет сам Сальвадор Дали? Художник стрелял по загрунтованной поверхности не пулями, а шариками с краской. Результаты разрывов отпечатывались на холсте. У них были рваные края, а кругом располагались мелкие брызги. Иногда получалось красиво, иногда - не очень. Это направление называлось «буллетизм».
У нас оно вызывало нападки обывателей, читавших о буллетистах в пропагандистских брошюрах. Но прием был удачно использован Дали при создания цикла иллюстраций к роману Сервантеса «Дон Кихот». Получились необычные композиции, и зрители не сразу поняли, в какой технике они выполнены. Разумеется, произведения буллетистов часто проходят дальнейшую обработку: художники пририсовывают мелкие детали. Изюминка этого жанра заключается в том, что живописец заранее не знает, что получится на холсте или бумаге, а это придает особую интригу.
Атака на «модные измы» 
Каллиграфия авангарда

В середине XX века во Франции возникла мода на каллиграфические композиции, в которых часто нельзя было прочесть ни одного слова. Они создавались специально для утонченных эстетов и были изящны сами по себе.
Леттризм восходит к изобразительным стихам - каллиграммам. Этот жанр был придуман французским поэтом Гийомом Аполлинером, который складывал слова и буквы в причудливые композиции. Каллиграммы были изящными, остроумными и привлекли внимание читателей. Через несколько десятилетий родился леттризм, представители которого не были поэтами, но умели составлять узоры из букв. Некоторые леттристские композиции были очень красивы. Их даже было принято вешать на стены 8 жилых помещениях, словно декоративные панно. Леттризм стал своего рода авангардистской каллиграфией.
Американский художник Роберт Индиана создал яркую композицию из букв слова «любовь». В 1970-е годы она получила мировую известность и стала визитной карточкой леттризма. Эту композицию из красивых цветных букв узнают любители искусства всех возрастов.

Вместо сдачи макулатуры

Направление бук-арт было основано на манипуляциях с книгами. Художник покупал старые книги и превращал их в трехмерные произведения пластики - загибал страницы, надрезал корешок и просверливал в книжном блоке сквозные отверстия. Некоторые художники даже окунали книги в клей или стекловидную массу, чтобы они навсегда застыли в раскрытом виде и их страницы уже нельзя было распрямить. Однако бук-артисты выбирали для манипуляций отжившие свое книги, которые предназначались для сдачи в утиль. И вместо утилизации превращали потрепанные книги в «зрелищные метафоры».
Авангардист Ален Жадо попытался визуализировать понятия «грязная книга» и «книга, которую полоскали». В обоих случаях это метафоры. Но Жадо окунул одну книгу в грязную лужу, а другую - прополоскал в воде, так что вся книга деформировалась. Получилось объемное воплощение метафорических смыслов.

Признание

С началом перестройки «измы» в СССР были реабилитированы. Стало известно, что великий Нильс Бор был коллекционером современной живописи, подражая ему, советские физики вешали в кабинетах абстрактные картины и предлагали свои трактовки смысла изображенного.
В книжных магазинах издания о традиционных направлениях в искусстве соседствуют с книгами об авангарде. На одной книжной полке можно увидеть альбомы о Репине и Кандинском или Васнецове и Малевиче. Сегодня самыми радикальными проявлениями изобразительного творчества никого уже не удивишь.
Андрей Дьяченко
Новости по теме:
Поиск по сайту:
Тайное и неизведанное, загадки истории
Рейтинг@Mail.ru
© 2013-2017 Все права защищены