название
Мать всех церквей
10.02.2016 1 575 0 Jadaha

Мать всех церквей

Интересное

Мать всех церквей

Православные называют Иерусалимскую церковь матерью всех позднее возникших церквей. И понятно, почему. Считается, что Иерусалимская церковь, возникшая в городе, где Иисус Христос был распят и воскрес на третий день, была первой церковью нового христианского вероучения. По преданию, ее основателем считается Иаков - один из апостолов и первый епископ Иерусалима.

Христианство возникло в очень сложный для иудеев период, когда официальная религия начала сдавать позицию за позицией. Иудея пережила немало несчастий и завоеваний, ее жители оказались в вавилонском плену и вернулись на родные земли спустя долгое время, не утратив веры. Но римское владычество оказалось более губительным, чем вавилонское. Римляне обладали совершенным аппаратом власти и высокоразвитой культурой. Противостоять им оказалось гораздо сложнее, чем завоевателям из Ассирии и Вавилона. Для борьбы с захватчиками на равных иудаизм был слишком догматической религией. Должна была возникнуть другая вера, способная соединить единобожие на иудейской основе с культурным достоянием античности. Это и было христианство. Центром нового веяния стал главный город Иудеи - Иерусалим.

Первые мученики

Именно с Иерусалимом связаны последние дни жизни Иисуса. Хотя проповедовал он по всей Иудее, но основные события произошли именно здесь. Последнюю проповедь Иисус произнес для своих учеников в Иерусалиме. Последнюю ночь провел в Гефсиманском саду на окраине Иерусалима. В этом городе он был приведен на допрос к прокуратуру Иудеи Понтию Пилату и на суд иудейского синедриона. Здесь он был приговорен к смерти и распят на кресте. И здесь же он воскрес из мертвых и обрел бессмертие. Вполне понятно, что в Иерусалиме последователей Иисуса было больше, чем во всех других иудейских городах. Первая христианская церковь тоже возникла в Иерусалиме.

Римские власти преследовали иерусалимских христиан. Но именно в Иерусалиме через 18 лет после распятия Иисуса состоялся Апостольский собор. И в этом городе получил одобрение христианской общины апостол Павел. Христиане Иерусалима готовы были ради своей веры на любые жертвы. Недаром первомучениками стали апостол Иаков, казненный в 62 году, и иерусалимский архидиакон Стефан.

Конечно, римляне боролись не только с нарождающимся христианством. Иудаизм они тоже считали опасной и неугодной Риму религией. Но война с иудеями шла, так сказать, на два фронта. В 70 году Иерусалимский храм был стерт с лица земли, спустя еще несколько десятилетий сам город переименовали на римский манер в Элию Капитолину, а горожан выселили на земли по другую сторону Иордана. Так одним рескриптом Рим избавился и от слишком активных и патриотически настроенных иудаистов, и от готовых умереть за свою веру христиан.

Но иерусалимская христианская община тем не менее не погибла. Иерусалимские беженцы осели в городе Пелла, где продолжали свою деятельность, несмотря на касающиеся их веры запреты. Гораздо хуже римлян оказался другой враг - иудейские радикалы, которые активно составляли на тайных последователей Христа доносы. Благодаря этим доносам множество христиан рассталось с жизнью. Но учение о Сыне Божием, пришедшем в мир ради спасения всего человечества, постепенно становилось очень популярным не только среди иудеев, но и среди самих римлян.

Спустя несколько веков в Элии Капитолине возник новый христианский центр. Рим тогда исчерпал свои ресурсы и время его могущества клонилось к упадку. Император Константин, официально признав христианство и сделав его государственной религией, вернул древнему городу не только старое имя, но и важнейшее место среди тогдашних религиозных центров. В 326 году в Иерусалиме был построен храм Гроба Господня, а потом по всей Палестине стали возникать монастырь за монастырем. К 451 году, когда глава Иерусалимской церкви получил титул патриарха, насчитывалось уже свыше 10 тысяч монахов, все они были православными и все подчинялись Иерусалимскому епископату.

Мать всех церквей


Нежелательная вера

Казалось бы, Иерусалимской церкви было обеспечено светлое будущее. Но в VII веке город стал яблоком раздора. В 614 году Иерусалим был завоеван персами, а потом вошел в состав Арабского халифата. Православная Византия больше не имела на него прав. Последствия были плачевны. Множество иерусалимских христиан погибли, другие бежали в поисках спасения. Тем не менее оставшиеся в Иерусалиме христиане от веры не отступили. Конечно, их город стал частью арабского мира, они освоили арабский язык, ознакомились с арабской культурой, но в своей деятельности ориентировались на византийский Константинополь. В Иерусалимской церкви процветали православные святые, подвижники и богословы.

В XI веке, после Первого крестового похода, православный Иерусалим стал добычей западных христианских рыцарей. С одной стороны, это было возвращение под власть единоверцев, с другой стороны - между тогдашними единоверцами уже существовали непреодолимые разногласия. В этой ситуации Иерусалимская церковь оказалась в трудном и двусмысленном положении. Сначала отношения между детьми одного вероучения выглядели благопристойно: рыцари уважительно относились к своим православным единоверцам. Но по мере строительства и развития Иерусалимского королевства начиналась пора отрешений от должности православных священников и замены их западными святыми отцами.

Однако латинянам так и не удалось утвердиться на Святой земле. Знаменитый султан Саладин, захвативший Иерусалим, предпочел римскому епископу православного патриарха. Тем не менее в итоге Иерусалимская церковь получила сразу нескольких соперников, основавших в Палестине собственные монастыри и церкви - орден францисканцев, Армянскую и Коптскую церкви. Большой роли, конечно, ни православные, ни католики, ни коптские, ни армянские верующие в Иерусалиме не играли. Позднее Иерусалим вернулся в лоно ислама и в этом лоне пребывал до XX века. Патриархи Иерусалимской церкви находились не в Иерусалиме, а в Константинополе.

Рука Москвы

Во время владычества в Иерусалиме Османской империи христианские церкви подвергались регулярным разграблениям, а турецкие власти использовали христианских паломников как средство для пополнения государственной казны. Тем не менее Иерусалимской православной церкви в этот период удалось значительно укрепить свои позиции. Если при мамлюках патриарший престол занимали только выходцы из арабского мира, с 1530-х годов этот престол стали занимать православные греки. И первый же греческий иерусалимский патриарх наладил сношения с самой крупной православной страной - Московским государством.

Для Иерусалимской церкви эта эпоха оказалась очень благоприятной. После веков запустения и гонений началось возрождение храмов и основание новых. Средства для строительства и украшения храмов черпались теперь не только от паломников, но и от зарубежных православных жертвователей. Средства эти были столь велики, что Иерусалимской церкви удалось выкупить пришедшие в упадок храмы и монастыри сербской, грузинской и латинских церквей. Одному из патриархов удалось даже отнять у католиков Голгофу и Святую Пещеру, где родился Иисус.

В XIX веке огромную роль в жизни Иерусалимской церкви стала играть Россия. Основные денежные поступления шли именно оттуда. Турция, потерпевшая ряд поражений в войнах с русскими, вынуждена была смягчить отношение к православным на своей территории. В 1845 году, впервые за несколько веков, патриарх Иерусалимской церкви перенес престол в этот древний город и стал проживать там постоянно. В 1847 году в Иерусалиме была учреждена Русская духовная миссия. Миссионеры приобрели в Палестине участки земли, где возвели новые церкви и монастыри. После образования Советского государства миссия находилась в ведении Зарубежного Синода. В 1948 году, после образования государства Израиль, она была возвращена Московскому патриархату.

В наши дни Иерусалимский патриархат занимает территорию двух государств - Израиля и Иордании. В состав Иерусалимской церкви входят Птолемиадская и Назаретская митрополии, а также Синайская архиепископия. Церковь насчитывает около 130 тысяч верующих и владеет 65 храмами и 25 монастырями в Палестине, Иордании, Израиле, в том числе и в самом Иерусалиме.
Великий пост: пища и душа Великий пост: пища и душа
В этом году Великий пост начался 14 марта, после трогательного Прощеного воскресенья. В начале апреля он «переламывается», как говорят в народе, на
Троица Троица
Появление учения о троице В «Католической энциклопедии» сказано: «Термин «Троица» используется для обозначения главного догмата христианской
Мария, ставшая богородицей Мария, ставшая богородицей
Согласно Евангелиям Мария была еврейской девушкой из Назарета, которая родила ребенка, ставшего основателем новой религии. Для верующих это
Римская республика Римская республика
Римская республика не раз оказывалась на краю гибели. Как ни странно, потрясения, вызванные внешними факторами, не шли ни в какое сравнение с
Мироточащие иконы и другие религиозные чудеса Мироточащие иконы и другие религиозные
Сегодня тысячи икон рыдают одновременно в сотнях православных церквей в России, Беларуси, Украине и в других странах. Общий «плач святых» начался в
Пропавший патриарх Никон Пропавший патриарх Никон
В октябре 2013 года реставраторы знаменитого Новоиерусалимского монастыря разрешили загадку, которая более полувека не давала покоя православным
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Войти через: