up
» » Кровавый спектакль
Интересное
Jadaha от 10-02-2016, 15:38
Кровавый спектакль
Вернуться на главную
571 просмотров
0 комментариев

Кровавый спектакль

О нравах и быте древних народов нам могут рассказать не только археологические находки или уцелевшие документы, но и сохранившиеся песни, театральные пьесы и фольклор. Хотя от доколумбовых пьес майя сохранились лишь названия, одна из них пережила века.

Через три столетия после конкисты индеец Бартоло Сис написал на языке народа киче (ветви майя, живущей в Гватемале): «На двадцать девятый день октября месяца 1850 года я переписал оригинал танца тун, который был собственностью селения Сан-Пабло-Рабиналь, для того, чтобы обо мне помнили мои дети и чтобы он остался впредь навсегда с нами. Да будет так!» И воспроизвел пьесу подпольного театра, которая на протяжении многих поколений разыгрывалась в гватемальской глуши.

Дерзкий пленник

Сюжет драмы таков. Кече-Ачи, сын правителя страны Кунен Балама, бросает вызов Рабиналю-Ачи, сыну Хобтоха, который правит государством Рабиналь. Тот берет врага в плен и обвиняет его в том, что он выманивал молодых рабинальцев из крепости, намекает на военные действия и жертвоприношения, из-за которых обезлюдела часть поселений. Поводом для войны стали припрятанные в Рабинале «десять мешков какао и пять мешков отборного какао». Причиной - то ли недовольство рабинальцев притеснениями, то ли передел спорных территорий. Войска киче получают отпор. В отместку за неудачу Кече-Ачи похищает знатных рабинальских юношей, а после - самого правителя Хобтоха. Его сын вызволяет пленников. Тогда воин киче разоряет три рабинальских селения.

Пленник говорит, что действовал «из зависти», сознавая невозможность захватить часть территорий рабинальцев. Он пытается подкупить победителя. Рабиналь-Ачи не поддается и отправляется к Хобтоху с вестью о победе. Тот заявляет, что хочет усыновить прославленного вражеского воина.

Если Кече-Ачи склонит голову, ему обещано место в царской свите, а также изысканные напитки, дорогие ткани, драгоценности и даже рука царевны.
Кече-Ачи с гневом отвергает предложение - гордый воин не хочет унижаться перед врагом. Он угрожает Хобтоху и Рабиналю-Ачи, затем бросается на своего противника.

Тут появляется рабыня и восклицает:
«Не убивай мою ты доблесть и мужество мое, храбрейшего из храбрых воителя из Рабиналя!»

Как ни странно, знатный воин ее слушается и отправляется в крепость Хобтоха. Там он заявляет об отказе покоряться и замахивается на владыку Рабиналя палицей, но рабыня вновь останавливает его.
Кече-Ачи смиряется, и Хобтох приговаривает его к смерти. Обреченный не противится судьбе, но перед казнью желает получить все то, что обещалось ему за предательство: изысканные блюда и напитки, дорогие ткани, состязание с лучшими воинами и танец с царевной, который, возможно, подразумевает нечто большее.

Когда все его желания исполнены, - воин киче произносит последнюю, самую дерзкую просьбу - дать ему отсрочку в 260 дней, чтобы проститься с родными местами. При молчаливом согласии Кече-Ачи «на мгновение исчезает», а после появляется и объясняет, что уходил «сказать последнее "прощай"... родным долинам». Он произносит длинный монолог, высказывая и отвращение к смерти, и готовность с достоинством принять ее. И, наконец, отправляется на жертвенный алтарь.

Боги или герои?

Исследователи сравнивают «Рабиналь-Ачи» с трагедиями Древней Греции. В каждой сцене происходит словесное противоборство двух противников. О многих событиях мы узнаем лишь из речей персонажей. Как и в Древней Греции, действие сопровождается музыкой и танцами. Развязка известна заранее. Древние майя, как и древние греки, наслаждались не поворотами сюжета, а формой его подачи, обработкой, поэтическими особенностями, игрой актеров.

Заметны и отличия индейской драмы от древнегреческой. Массовку вряд ли можно назвать «хором» - она не поет, а танцует. Речь каждого героя начинается с повторения слов антагониста - даже в самых напряженных, ключевых моментах.
Герои, Рабиналь-Ачи и Кече-Ачи, показаны живыми людьми, со своими представлениями о благородстве, долге, чести, сомнениями и переживаниями. Обращает на себя внимание своеобразный кодекс чести. К пленнику относятся уважительно, исполняют все его желания, не оскорбляют. Кече-Ачи, напротив, поддразнивает рабинальцев, иногда переходя от угроз к действию. Но и он не преступает неких рамок. Интересен эпизод прощания Кече-Ачи с родной землей. Нечто подобное - отпускать пленных под честное слово - было и у североамериканских индейцев.

«Рабиналь-Ачи» была создана во второй половине XV века. Тогда после народного восстания, вызванного, вероятно, поборами, от государства киче откололись многие племена. В том числе и рабинальцы. Есть мнение, что драма рассказывает как раз об этом восстании.

Однако российский историк Ростислав Кинжалов, переведший пьесу на русский язык, полагал, что речь идет о более далеких временах. В тексте много параллелей с главами эпоса майя-киче «Пополь-Вух» о нашествии тольтеков в Гватемалу. Ученый предположил: когда-то существовало предание о победе молодого рабинальца над одним из тольтекских вождей. В его честь был учрежден обряд-танец. Когда завоеватели основали державу киче и стали там правящим классом, он перестал исполняться. Вновь обретя независимость, народ Рабиналя вспомнил легенду и дополнил текстом обряд.
Но повествуя о прошлом, неизвестный автор говорил о своем времени.

Позднее ученый изменил точку зрения и заявил, что обрядовый танец повествовал вначале о борьбе богов! Царевна рабинальцев носит имя ацтекской богини весны, жены бога дождя Тлалока. Существовала легенда об ее похищении богом-воителем Тескатлипокой. В древней мистерии Хобтох был старым божеством дождя, Рабиналь-Ачи - его сыном, а Кече-Ачи - похитителем. Позже ритуальная драма превратилась в историческую, бог - в воина, а некогда центральная женская фигура ушла в тень.

Но в драме есть и второй женский персонаж - рабыня, которая весьма активно действует. Именно ее слова в конце концов определяют судьбу Кече-Ачи. Какова была ее роль в первоначальном варианте пьесы?Почему она вершит судьбы владык? Это абсолютно неясно.

Последняя роль

В 30-х годах прошлого века немецкий исследователь Термер спросил рабинальцев, почему те больше не исполняют «Рабиналь-Ачи». Ему ответили, что «после каждого исполнения один из танцоров должен умереть». Однако других свидетельств жертвоприношения актеров нет. Происходило ли оно в реальности?

Если первоначально «Рабиналь-Ачи» была обрядовой драмой, то ее постановка в ту пору вполне могла заканчиваться жертвоприношением. Кровавые ритуалы в Мезоамерике обставлялись как театрализованное действо, в котором жертва «перевоплощалась» в божество. Но когда драма превратилась в историческую, роль Кече-Ачи вряд ли играл пленник. Лицедеи в то время уже стали профессиональным наследственным сословием. Вряд ли кто из них бы согласился стать актером одной роли, заплатить жизнью за триумф на сцене. Да и текст драмы не пережил бы века. А она ведь сохранилась!

Кроме того, «Рабиналь-Ачи» ставили и ставят! И при этом никто не погиб. Известна постановка 1955 года, осуществленная на Фестивале искусства и культуры Гватемалы. Она сопровождалась ритуалами, которые включали половое воздержание, молитвы, подношения духу-покровителю, окуривания, молебны священным горам. Интересно, что главным актерам текст был знаком с детства, а массовке пришлось все учить. Похоже, роли передавались по наследству, что противоречит утверждению об убийстве одного из исполнителей.

Кроме того, древние майя, как и древние греки, использовали при представлении маски, поэтому три роли могли исполнять два актера. В одной из сцен маску владыки Рабиналя должен был примерить... исполнитель роли Кече-Ачи! Вряд ли рабинальцы приносили в жертву исполнителя роли царя.

Наконец, французский этнограф Брассёр де Бурбур видел постановку в 1856 году, задолго до рассказа Термера, но не упомянул ни о каких печальных инцидентах. Может быть, индейцы придумали зловещую легенду, чтобы не выступать перед немцем? Или народная память сохранила сведения об очень древних, еще «дотеатральных» временах, когда она была культовым действом?
Вопрос остается открытым. Одно несомненно - театр майя не успел стать самостоятельным видом искусства, хотя и подошел близко к этому. А «Рабиналь-Ачи» признана ЮНЕСКО «шедевром устного и нематериального наследия человечества».
Новости по теме:
Поиск по сайту:
Тайное и неизведанное, загадки истории
Рейтинг@Mail.ru
© 2013-2017 Все права защищены